Формальные и неформальные нормы. Правила и права

Рассматривая институты, мы в дальнейшем будем использовать предложенное Д. Нортом деление института на следующие составляющие:

  • ? формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты и т.д.);
  • ? неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности и т.д.);
  • ? механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение формальных правил и неформальных норм.

Определение формальных и неформальных правил

Исходя из определения института (см. § 3.1, п. 6), институты могут выражаться в формальных, «писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституций, законов и т.д.), сознательно созданных человеком. Вместе с тем они могут представлять собой продукт человеческого сознания, проявляющийся в общепринятых условностях, кодексах поведения, т.е. в неформальных , «неписаных» нормах, которые пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме.

Если система формальных правил представляет собой результат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

В соответствии с концепцией Т. Веблена изменение институтов происходит по закону естественного отбора. Жизнь человека в обществе, как жизнь других видов, это борьба за существование и, следовательно, отбор и приспособление. По его мнению, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов - человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденной адаптации индивидов к новым условиям, постепенно изменяющимся с развитием общества . Таким образом, в трактовке Веблена, общественно-экономическое развитие (эволюция социального устройства) предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

Позиция Веблена близка и Ф. Хайеку, по мнению которого отбор правил и норм морали, установившихся в обществе, можно также сравнить с биологическим отбором. Согласно Хайеку, существование наряду с формальными правилами неформальных норм (в виде традиций и обычаев) обусловлено тем, что «в процессе отбора, формировавшем обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств - большее, чем то, которое могли воспринять индивиды; как следствие, традиция в определенных отношениях выше или «мудрее» человеческого разума». Чем больше разнообразия допускает общество, тем интенсивнее и плодотворнее протекает отбор социально целесообразных институтов .

Исходя из вышеприведенных рассуждений, следует, что, если формальные правила могут быть искусственно придуманы и насильственно насаждены, то неформальные нормы «определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структуры или модели (институциональной матрицы. - Лет.)» . Иными словами, неформальные институты - это условности, самоподдерживающие- ся, самовыполняющиеся (self-enforced ) правила без вмешательства третьей стороны (государства).

Однако в реальности можно наблюдать ситуации, когда более живучим оказывается не самый «лучший» институт (по критерию Д. Норта - эффективный институт) . Например, сговор или олигополия как институт, победивший в результате естественного отбора. Если не ограничивать развитие подобных институтов, то возможные последствия таких процессов нетрудно себе представить - это диктатура не только в экономической, но и политической сфере, т. е. общество возвращается в своем развитии к рабовладельческому строю.

Постоянный переход институтов из одного состояния в другое - одни институты, закрепляясь нормативно, из неформальных становятся формальными, другие, потеряв прежнее значение в качестве формальных институтов и будучи исключенными из правовой системы, могут становиться неформальными. Данные процессы происходят под влиянием как экзогенных, так и эндогенных факторов, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Вопросы: 1. Нормы и правила. 3. Формальные правила и неформальные нормы. Роль правил в обществе. 5. Виды зависимости между формальными правилами и неформальными нормами. Проблема согласования. Тема 2. Институты и их роль в жизни общества 2. Определения института. Функции институтов. 4. Механизмы принуждения к исполнению правил. 6. Институты и организации.


Занимаясь экономической деятельностью, мы не знаем ни потребностей других людей, ни источников получаемых нами благ. Практически все мы помогаем людям, с которыми не только не знакомы, но о существовании которых и не подозреваем. И сами мы живем, постоянно пользуясь услугами людей, о которых нам ничего не известно. Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определенным правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых и нравственных. Фридрих Август фон Хайек


Нобелевская премия по экономике 1974 г. «за нова- торские работы по теории денег и теории экономических колебаний, а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Фридрих фон Хайек ()


Современная институциональная экономическая теория должна изучать человека таким, каков он есть на самом деле, действующего в рамках ограничений, налагаемых реальными институтами. Современный институционализм есть экономическая теория, какой ей следовало бы быть. Рональд Коуз










Риск: определено как множество исходов события, так и вероятности реализации этих исходов. Параметрическая неопределенность: определено множество исходов события, но не вероятности их реализации. Структурная неопределенность: не определено ни множество исходов события, ни вероятности их реализации.






Ментальные модели Mодели восприятия окружающего мира Обеспечивают индивидам рамки общего восприятия и интерпретации реальности и служат основой для любого социального взаимодействия, реконструируя в головах людей общий взгляд на социальную реальность. Способствуют формированию у людей правил поведения в социальных взаимодействиях в условиях ограниченных когнитивных способностей.




Ценности и нормы Ценности: оценки классов действий Нормы: внутренние предписания и ориентиры по классам действий Ориентиры для формирования ожиданий Формирование оценочного отношения к определенным действиям Существование издержек, связанных с нарушением норм ЦенностиНормы Оценки классов действий: «Это хорошо» «Это плохо» Предписания по классам действий: «Что делать» «Что не делать»








Нормы и правила: разграничение По ориентации на конечный результат Нормы: нет ориентации на конечный результат Правила: направление действий с целью достижения определенного результата По восприятию Нормы: субъективное восприятие Правила: объективизированные рамки


Таким образом: Норма - это основной регулятор взаимодействия людей (нормы не может быть для одного индивида). Нормой определяется, как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение предписания носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях.




Эмпирическая классификация санкций [Аузан]: общественное осуждение официальное порицание денежный штраф, налагаемый на нарушителя силовое прекращение начатого действия ограничение нарушителя в некоторых из его прав лишение свободы (заключение в тюрьму) смертная казнь


Проблемы принуждения к следованию правилам Ограниченная рациональность Знание правил Восприятие и интерпретация правил Оппортунизм Конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами Многообразие предпочтений экономических агентов Наличие ненулевых издержек следования правилам



Институты (Веблен) - это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди Институты (ТОВ) - это общественные блага, которыми повсеместно и каждодневно пользуются многие индивидуумы Определение института Институты (Социология) - это социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения Институты (Норт) – это правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике




Функции института Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами.












Значение формальных правил Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации.










Механизмы принуждения Первая сторона Основа – собственная система ценностей и моральных норм. Интернализация выгод от следования нормам самим индивидом. Роль социализации и обучения. Вторая сторона Инвестиции в репутацию Проблемы коллективных действий Третья сторона Государственная система принуждения или альтернативные институты


4. Формальные и неформальные институты: соотношение Дополнение формальных институтов неформальными Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами Противоречия между формальными и неформальными институтами Издержки принуждения к следованию правилам


Соотношение формальных и неформальных правил: Неформальные правила как источник происхождения формальных правил. Неформальные правила способствуют (дополняют) реализации формальных. Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами. Неформальные правила как заменитель или альтернатива формальных правил. Формальное правило как противодействие сложившимся неформальным нормам.


Институциональная структура это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.



Институциональные соглашения это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Институциональная среда это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления.


Институты и организации «Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами- участниками». К. Менар


Для организации характерно: Совокупность участников; Согласие или несогласие, открыто выраженное, либо подразумеваемое, относительно целей и средств организации (контракты, увольнение, забастовки); Формальная координация, определяющая структуру организации, правила и процедуры взаимодействия участников и степень централизации при принятии решений.

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово "цивилизация" используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную .

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

Под формальными мы будем понимать такие правила, которые создаются централизованно, осознанно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и(или) письменной форме (и используются в явном виде как ограничитель набора альтернатив для индивидов) и обеспечены легальной и специализированной защитой со стороны государства. Если проводить параллели с классификацией, предложенной Ю.Эльстером, то формальные правила есть не что иное, как правовые нормы, поскольку особенностью последних является наличие специализирующихся на обеспечении их соблюдения групп людей.

Соответственно неформальными называются такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы (а часть из них в соответствии с представлениями Ф.Хайека и не может быть зафиксирована) в вербальной форме92, а также защищены другими механизмами (в отличие от государства). Неформальные правила являются неотъемлемой составляющей спонтанно возникшего расширенного порядка сотрудничества между людьми. Ф.Хайек, объясняя распространение тоталитарных форм организации общества, обратил внимание на то, что во многом это было связано с непониманием значения тех норм, на основе которых создавался данный порядок. В свою очередь, непонимание значения отчасти было обусловлено сложностями идентификации тех норм, которые создают фундамент расширенного порядка. Особенно это относится к так называемым неформализуемым правилам. Значимость их становится очевидной в том случае, если попытаться разрушить функционирующую на их основе систему кооперации между.людьми.

Особенности формальных и неформальных правил проявляются в специфических условиях и параметрах их изменения. Если формальные правила могут быть изменены (и соответственно устранены) очень быстро, то неформальные правила могут изменяться только малыми приращениями. Данный тезис следует учитывать при оценке ситуации, которую иногда определяют как институциональный вакуум. Он означает отсутствие в обществе правил, опосредующих взаимодействие между людьми. Однако если такое взаимодействие сохраняется, то это свидетельствует о существовании, по крайней мере, неформальных правил.

Для понимания значения формальных и неформальных правил, а также соотношения между ними необходимо учесть, что институциональное обрамление процесса размещения ресурсов обусловливает специфику хозяйственной системы. Вот почему в соответствии с предложенной классификацией правил можно выделить экономику формальную и неформальную. Причем нелегальная экономика является частным случаем неформальной (так как существует множество примеров самоорганизации экономических агентов, принципы которой не отражены в формальных правилах, но в то же время не противоречат последним), о чем свидетельствуют возможные варианты соотношений между формальными и неформальными правилами.

Взаимосвязь между данными типами правил многогранна. Она может принимать следующие формы.

а) Неформальные правила могут быть расширением, продолжением, дополнением формальных правил, поскольку последние определяют набор альтернатив без учета обстоятельств той или иной единичной сделки [Норт Д.С., 1993а, с. 74; 1997а, с. 60]. Данный вид отношений между двумя типами правил особенно распространен в общественных системах, развивающихся эволюционным путем, в которых налажен процесс отбора наиболее жизнеспособных норм поведения. Последние возникают спонтанно из повседневного взаимодействия между экономическими агентами. Таким образом, механизмы легальной защиты правил и другие способы защиты - самовыполняемость (self-enforcement), защита через третью сторону (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд), защита через контрагента - с этой точки зрения являются взаимодополняющими. Следует отметить, что существование самовыполняющихся правил позволяет сэкономить на издержках, связанных с функционированием специализированного механизма принуждения.

б) Неформальные правила являются источником формирования и изменения формальных правил, когда система их развивается эволюционно, путем малых приращений, через отбор элементов, ее составляющих. Один из представителей социологической теории права Е.Эрлих обратил внимание на то, что люди, создающие законы, не производят новую норму, а лишь обнаруживают и фиксируют ее после того, как она уже сложилась на практике [Лившиц Р.З., 1994, с. 18].

По поводу данного типа связи также можно сказать, что она присуща относительно стабильным, эволюционирующим общественным системам, в которых происходит спонтанная кристаллизация части неформальных ограничений как условие поддержания стабильности и развития сложноорганизованных систем. Следовательно, сказанное в отношении механизма защиты разных типов правил в пункте «а» применимо и в этом случае. Данный пункт особенно важен в хозяйственных системах, для которых институциональное обрамление размещения ресурсов обеспечивается правом, основанным на прецедентах. Последнее, в свою очередь, также оказывается обычаем, поскольку обладает эволюционным и децентрализованным характером возникновения.

Если рассматривать первичную организацию обмена, то ее неотъемлемой характеристикой является торг по поводу условий обмена. В результате, несмотря на существующие выгоды, обмен может и не состояться, поскольку не решена проблема распределения выигрыша. Чем шире масштабы обмена, тем ощутимее препятствия, создаваемые возможностями торга. Постепенно возникшее неформальное правило магазинной торговли, в соответствии с которым продавцы непосредственно определяют цены (которые формируют прейскурант), а покупатели либо соглашаются с этими ценами, осуществляя покупку, либо не соглашаются, отказываясь от приобретения товаров, позволяет решить проблемы координации93. Вместе с тем вполне возможно, что часть потенциальных покупателей не превратились в реальных именно в силу отсутствия возможности явного торга.

в) Неформальные правила, являющиеся слаборазличимой, с трудом поддающейся осмыслению канвой общественной жизни, определяют набор доступных альтернатив в виде набора формальных правил. То, что это так, косвенно подтверждается неэффективностью формальных правил как ограничений в случаях, когда данные правила противоречат по сути неформальным, а издержки обеспечения защиты первых запретительно высоки. Пример тому - доминирование неформального правила ответственности фермеров за потраву соседских посевов в сельских районах графства Шаста (Калифорния), несмотря на то, что в ряде случаев формальные правила предусматривают освобождение их от ответственности . Более общим примером оказывается проблема зависимости от траектории движения (path dependence), которая обусловлена «неуправляемостью» неформальных правил со стороны отдельных игроков.

г) Неформальные правила могут быть заменителем формальных. В рамках сравнительного анализа организации и системы регулирования бизнеса в Бразилии и Чили, проведенного Эндрю Стоуном, Брайаном Леви и Рикардо Паредесом , выяснилось, что формальные правила, регулирующие процесс создания новых фирм, взаимоотношения с правительственными органами, а также с другими фирмами, оказались существенно сложнее и противоречивее в Бразилии. С этой точки зрения стоимость открытия дела в Чили должна была бы быть существенно ниже. Однако полученные данные опровергают данный тезис: общие издержки регистрации составили 640 долл. и 1,6 месяца в Бразилии, 739 долл. и 2 месяца в Чили . Исследователи нашли достаточно простое и вместе с тем важное по значению объяснение данному явлению. В Бразилии был создан заменитель формальных правил - неформальные ограничения, которые превращали многоступенчатую бюрократическую процедуру в достаточно простую задачу.

Вместе с тем авторы исследования обращают внимание на ограниченную возможность использовать полученные данные для больших обобщений, поскольку сделки между предприятиями, как правило, носили краткосрочный характер, а оборудование не было специализированным и не требовало значительных инвестиций.

д) Неформальные правила могут противоречить формальным, что является следствием особенностей изменения каждого их вида: если неформальные правила изменяются только эволюционно, их действие и трансформация непрерывны, то формальные правила подвержены дискретным изменениям. Иными словами, если формальные правила могут быть изменены непосредственно, «за одну ночь», то неформальные - опосредованно - через внедрение новой системы формальных правил или спонтанно94. Однако характер данного противоречия может быть различным: оно может быть безысходным в том плане, что в конечном счете выживает либо формальное, либо неформальное правило. Другим типом противоречия является структурное, которое дает возможность при определенных условиях встроить формальное правило в сеть неформальных (см. приложение 4).

Возможность дискреционности изменения формальных правил, а также трудности идентификации неформальных правил, несовпадение по географическому району действия оказываются основаниями дихотомии между двумя типами правил. В качестве одного из возможных вариантов возникновения такого соотношения между типами правил может быть прямое заимствование норм, регулирующих взаимодействие между экономическими агентами в одной социально-экономической системе для выполнения той же функции в другой, где индивиды обладают другим менталитетом (идеологией), поведенческими установками. В этой связи следует отметить, что правила как институты являются системно-специфичными видами социального капитала, поэтому возможности их реаллокации или импорта ограниченны.

Так было в случае заимствования странами Латинской Америки ключевых положений Конституции США, попыток применения стандартов денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой95. Механизмы защиты правил также могут противоречить друг другу. Например, в соответствии с неформальными правилами человек, выдавший правосудию преступника, должен быть наказан, например, в форме остракизма. В то же время формальные правила также могут предполагать наказание, но за укрывательство преступника, рассматривая это как пособничество. Данный феномен можно было бы обозначить как институциональную дихотомию96. Захват земельных участков под строительство жилых домов в Лиме (Перу) осуществляется по неформальным правилам, которые прямо противоречат формальным. Это является следствием высоких издержек использования формальных правил, в соответствии с которыми для получения легальных прав на земельный участок может потребоваться более десяти лет. О масштабах нелегального захвата свидетельствует высказывание Э. де Сото [Сото Э., 1995, с. 53]:

«В последние четыре десятилетия площадь Лимы выросла на 1200%. Это само по себе удивительно, однако еще поразительнее то, что столь ощутимый рост был в значительной степени нелегальным. Люди приобретали, разрабатывали и застраивали участки, действуя вне рамок закона или в нарушение закона, создавали нелегальные поселения».

Однако вряд ли однозначно можно ответить на вопрос об исходе такого конфликта, даже если учитывать потенциал экономии на масштабе в осуществлении насилия со стороны государства, являющегося основным инструментом, обеспечивающим централизованное создание и поддержание действенности формальных правил. Вот почему а priori не имеет смысла говорить о содержании возникающих в результате такого противостояния правил игры. В данном случае необходим анализ факторов, обусловливающих силу или слабость формальных и неформальных правил в каждом конкретном случае.

Примером, иллюстрирующим значение соответствия формальных (конституционных) и неформальных (надконституцион- ных) правил для экономического развития, является сравнительное исследование современных апачей и су в США, проведенное С.Корнеллом и Дж.Кальтом . По их мнению, отсутствие у индейцев су на уровне неформальных правил принципов прямого избрания главы правительства, однопалатного законодательного органа и зависимой судебной системы (как характеристики принципа разделения властей) стало основанием неэффективности государственных институтов и отсутствия экономического развития на территории данной резервации.

В отличие от резервации апачей, где уровень безработицы составил в 1989 году 27% (что все же значительно превышало средний по стране уровень), в резервации су этот уровень достигает 75%. Если доля работников, получавших доход, превышающий 7000 долл. в год, в резервациях апачей составила 25%, то в резервациях су - всего лишь 13% .

Иллюстрацией соотношения между формальными и неформальными правилами может быть также ситуация, сложившаяся в России. Особенность ее состоит в том, что за короткий промежуток времени было вновь принято или изменено множество формальных правил в виде законов, указов, постановлений и других нормативных актов. Это, во-первых, значительно затрудняет ориентацию в формальных правилах для экономических агентов, существенно повышая издержки их использования97; во-вторых, создает дополнительные стимулы к использованию противоречий в нормативных документах, позволяя интерпретировать их в собственных интересах; в-третьих, создает благоприятную почву для использования неформальных правил, которые в силу рассмотренных обстоятельств зачастую носят нелегальный, незаконный характер98.

Поскольку развитая система формальных правил - непременный атрибут больших общностей людей, в которых значительную роль играют обезличенные отношения99 («расширенный порядок», по Ф.Хайеку), то сложившаяся ситуация постоянно воспроизводит основания для сепаратизма - политического, экономического, национального. В этом плане весьма показателен вывод, сделанный В.Радаевым на основе опроса, проведенного среди руководителей московских негосударственных предприятий: «Поведение предпринимателей регулируется не столько формально предписанными правилами, сколько нормами, постоянно воспроизводимыми как продукт живого взаимодействия хозяйствующих субъектов» [Радаев В.В., 1994, с. 31]. Это значит, что упорядоченность ведения бизнеса в России, конечно, существует, но она обеспечивается неформальными отношениями между предпринимателями (даже если они и оформлены контрактом). Формальные контракты зачастую оказываются «довеском» к договоренностям де-факто.

Учет неформальных правил имеет принципиальное значение для объяснения выживания социально-экономической системы как целого, так и ее частей - государства, фирм, домашних хозяйств. Если говорить о макроэкономическом аспекте данного вопроса, то это относится прежде всего к формированию экономической политики государства, включая разработку экономических правил, о которых речь пойдет ниже.

Признание многообразия форм соотношения между формальными и неформальными правилами имеет нормативное приложение. Для обеспечения благоприятных условий воспроизводства, что выражается в сокращении разрыва между технологическими и социальными границами обмена, необходимо не только не подавлять неформальные правила или игнорировать их существование, но и попытаться использовать их, где это возможно, для того, чтобы система ограничений поведения экономических агентов стала более гибкой и в то же время внутри себя согласованной100. В качестве возможного варианта можно предложить использование практики обычного права, широко распространенного в странах с преимущественно эволюционной схемой развития системы формальных правил. Данный тезис хорошо согласуется с выводами Э. де Сото, сделанными на базе исследования внеле- гального сектора экономики Перу.

Вместе с тем трудность использования принципа прецедентного права в качестве новой нормы затруднена тем, что сам этот принцип является эволюционным по происхождению и соответственно требуются дополнительные усилия для его формализации. Однако насколько высоки будут издержки формализации, зависит от направленности эволюционного процесса, в частности от частоты использования судьями вариантов решений аналогичных дел в рамках кодифицированного права, заимствованных из прошлого. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу: поскольку в ситуации системного перелома наряду с возникновением острой институциональной недостаточности или вакуума действенных (то есть подкрепленных механизмом обеспечения их соблюдения) формальных правил ослабляется зависимость от предшествующего развития, в качестве цели институционального проектирования вполне может быть рассмотрен вариант развития прецедентного права101. Практика Высшего арбитражного суда, дающего разъяснения по вопросам, не нашедшим четкого отражения в нормативноправовой базе взаимодействия между экономическими субъектами, свидетельствует о присутствии прецедентов.

Кроме того, отдельной проблемой оказывается вопрос о соотношении формальных и неформальных правил и действиях институциональных предпринимателей в том случае, если неформальные правила препятствуют осуществлению нововведений и вообще созданию системы гибкого реагирования структурообразующих элементов взаимодействия между людьми на изменения во внешней среде. Иными словами, речь идет о различных уровнях адаптационной эффективности системы, ограниченной существующими правилами. В связи с этим следует отметить, что открытым остается вопрос о том, в какой мере формализованные процедуры позволят преодолеть те препятствия, которые создаются существующими неформальными ограничениями.

Эволюция неформальных правил напрямую связана с изменением образа мышления людей, с которого, по мнению Дж.К. Гэлбрейта [Гэлбрейт Дж.К., 1979, с. 270], и начинается действительная реформа. С этой точки зрения изменение восприятия и понимания условий и результатов обмена являются неотъемлемой частью любого изменения в институциональном обрамлении размещения существующих ресурсов, а также выявления новых ресурсов.

Изучение процесса изменения образа мышления посредством разрушения или трансформации существующих стереотипов не- обходимо для объяснения изменения поведения экономических агентов. Это объяснение основано на понимании того, как устроен процесс познания, формирования ожиданий. Упрощенная схема была предложена Дж.Ходжсоном (1994). Ключевым принципом, на основе которого построена данная схема, является различие между данными, информацией и знанием102. Следствием его является ослабление предпосылки, в соответствии с которой информация говорит сама за себя.

В этой связи можно привести высказывание авторитетного исследователя в области культорологии А.Вежбицкой [Вежбиц- кая А., 1993, с. 189], которая указывает на относительность содержания понятий, используемых человеком:

«По мере того как исследователи продвигались вперед в поисках универсальных, биологически детерминированных человеческих концептов, все более очевидным становилось то, что поиски эти обречены на неудачу. Разумеется, у всех людей есть голова, глаза, уши и руки. Они знают о небе над головой и земле под ногами, но люди не думают обо всех этих вещах одинаково. И язык не передает мир непосредственно: он отражает концептуализацию мира человеком, то есть обыденные или... наивные представления человека о мире».

Ниже мы предлагаем схему Дж.Ходжсона с незначительными дополнениями. Ее также можно рассматривать как конкретизацию схемы Ю.Эльстера, представленной в § 1 данной главы.

Социальное положение и нормы

Рис. 8. Система «данные-информация-знания»

Первичные данные воспринимаются нервной системой. На нейрологические стимулы накладываются концептуальные рамки, которые состоят из явных, а в еще большей степени - имплицитных допущений и теорий. Концептуальные рамки для каждого человека являются результатом процесса социализации, а для общества как вереницы поколений - результатом эволюции. Изменение концептуальных рамок неизбежно ведет к получению новой информации из тех же первичных данных.

Итак, первичные данные концептуализируются и, следовательно, могут быть осознаны. Концептуализированные данные, или информация, представляют собой сырой материал для формирования ожиданий, поскольку полученная (созданная) информация должна быть интерпретирована. Данная процедура состоит во встраивании данной информации в социальный контекст, который обусловлен социальным положением человека. Ее результат - знание, которое определяет содержание теории, является основанием для формирования ожиданий. В свою очередь, ожидания - это необходимый атрибут индивидуальных планов индивидов, принимающих решения о взаимодействии с другими людьми. Изменения в социальном положении103 приводят к преобразованию социального контекста, в результате чего изменяется знание.

Данное изменение может быть описано в терминах «прерванного равновесия» (punctuated equilibrium), использованного А.Денцау и Д.Нортом в качестве средства объяснения, когда новая информация, не соответствующая существующим у человека стандартам мышления, сначала игнорируется, однако после многократного повторения, усиления интенсивности воздействия возникает то, что называют «переломом в сознании»104. Данный процесс чем-то напоминает преодоление порогов восприятия, обусловленных оценкой степени надежности информации о происходящих изменениях [Автономов B.C., 1993, с. 78-79; 1998, с. 178-179].

е) Наконец, следует отметить еще одну важную составляющую в системном взаимодействии между формальными и неформальными правилами. В данном случае она опосредована особенностями распределения ресурсов, которые обусловлены существующими неформальными правилами. В свою очередь, распределение ресурсов является основанием возникновения асимметричности распределения силы в конфликте по поводу установления формальных правил . Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Существование неформальных правил обусловливает возникновение не только координационного, но и распределительного эффекта. Распределительный эффект возникает на основе существования преимуществ одной из сторон в торге за установление того или иного варианта правил. То, что у представителей каждой группы будут свои теории относительно распределительных последствий соответствующей системы правил и вытекающие из нее нормативные выводы, легко увидеть из схемы, предложенной на с. 125 (социальный контекст).

В последующем (главы 6 и 16) мы рассмотрим некоторые примеры установления правил, отражающих преимущества одной из сторон и имеющих явно выраженные распределительные последствия. Выделенные преимущества могут быть обусловлены действием одного или нескольких из перечисленных ниже факторов: 1)

обладание преимуществом первого хода и соответственно «формулировка» достоверных обещаний; 2)

обладание относительно более выгодным положением в случае сохранения статус-кво; 3)

низкая ставка дисконтирования, которая позволяет в ближайшие периоды осуществлять больше инвестиций в установление более выгодного правила, поскольку оно будет обеспечивать относительно более высокую текущую стоимость выигрыша.

Если предположить, что в обществе существует две группы, одна из которых выигрывает, поскольку обладает преимуществом в институциональном торге, то слабая сторона будет с известной вероятностью подчиняться условиям игры. Эта вероятность имеет также важное значение в объяснении, почему те, кому выгодно сохранение статус-кво, при определенных обстоятельствах начинают предпринимать усилия по формализации правил. В противном случае достаточно сложно объяснить процесс формализации, поскольку особенностью неформальных правил является механизм их самоподдержки, который не требует содержания специализированного органа, обеспечивающего соблюдение правил. Дело в том, что в силу ряда причин вероятность соблюдения неформальных правил и соответственно величина ожидаемого выигрыша каждой из сторон могут изменяться. В данном случае эта величина будет снижаться. Тогда наступит момент, для которого величина ожидаемого выигрыша от формализации правил с учетом постоянных (или стартовых) издержек и переменных издержек их защиты окажется выше, чем текущая ценность неформальных правил для выигрывающей стороны.

В заключение сравнительного анализа формальных и неформальных правил следует отметить, что данная классификация может быть применена практически для любого вида правил, которые определены по другому критерию.

Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления . Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные нормы, по большей части они их соблюдают. Более того, все хотят соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно, вы помните, что основная цель социализации - способствовать стремлению человека к конформизму. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми нормами без всякого принуждения. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение норм, сложившихся в обществе.

Изоляция применяется с целью отлучения лиц, нарушающих социальные нормы от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники. Обособление предусматривает ограничение контактов этих людей с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет им вернуться в общество, когда они снова будут подчиняться его нормам. Например, помещение человека на определенный срок в психиатрическую больницу.

Когда мы говорили о социальном прогрессе и рассматривали развитие общества, мы концентрировали свое внимание на изменении, привнесении нового. Однако, прогресс общества невозможен без "старого", если это "старое" заслуживает быть сохраненным для потомства. Важно сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Сохранить "живую ткань" социальных отношений помогает социальный контроль. Социальный контроль - механизм поддержания общественного порядка . Он включает два главных элемента - нормы и санкции. Санкции - средства поощрения и наказания. Социальные предписания - запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы - идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы - это предписание того, как надо правильно вести себя в обществе .

Существуют формальные и неформальные социальные нормы. Формальные нормы - это писаные законы и инструкции, которые, в основном, закрепляются государством как главным монополистом нормирования общественных отношений или его основными институтами . Но формальные нормы также являются неотъемлемыми атрибутами других социальных институтов и организаций, например, законы Шариата, устав партии и т.п. Неформальные нормы - это неписаные законы, которые закрепляются в правилах поведения гражданского общества, в первую очередь, в морали (нравственности) . Например, мода: никаким законом не предписано носить в этом сезоне брюки определенного фасона, но все знают, что так принято, так модно. Никакой закон не обязывает всех взрослых мужчин и женщин вступать в брак, но всем известно, что оставаться холостяком или старой девой нехорошо. Это значит быть "белой вороной", т.е. не таким как все.

Социальные нормы могут быть всеобщими или групповыми . Например, неформальная норма, осуждающая холостяков и старых дев носит практически всеобщий характер. В то же время, в одних слоях общества, (особенно прошлом) отношение к разводу в разных странах, в разные эпохи и даже в разных слоях общества в одной стране может быть совершенно различным. Так, в дореволюционной России в начале 20 века разводы были широко распространены среди высших слоев общества - дворянства, буржуазии, интеллигенции и рассматривались в этих группах населения как нормальный способ выхода из неудачного брака. Однако среди крестьянства разводов почти не было, а редкие исключения из этого правила сурово осуждались общественным мнением они считались "смертным грехом". Формальная норма соблюдения законов государства является общей для всех граждан, но есть групповые нормы для сотрудников милиции, военнослужащих и т.д.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля . Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах, например, общее собрание жильцов, военнослужащих, бойкот или одобрение товарищей, друзей и т.д. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных социальных организациях и институтах и ассоциируется, в первую очередь, с государственными законами и приказами, распоряжениями, инструкциями лиц и учреждений, наделенных правом управления социальными процессами, например, уголовное, гражданское право, с одной стороны, прокуратура, суды, милиция, с другой.

Иногда санкции применяются неформально. Например, люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Общественное мнение в этом случае можно рассматривать как- совокупность представлений, оценок и здравых суждений, разделяемых большинством населения либо его частью . В этом случае общественное мнение практически сливается с моралью (нравственностью). Гонение, критика и насмешка представляют собой виды неформального контроля, препятствующие девиантному поведению. Социологи называют поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, девиантным . Подразумевают поступки или действия, не соответствующие нормам или правилам. Отклонения в положительную или отрицательную стороны грозят стабильности общества.

В социологии выделили следующие основные типы неформального контроля :

социальные вознаграждения , выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более серьезных проявлениях (например, повышении в должности);

наказание - "недовольный взгляд", критические замечания и даже угроза физической расправой непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить;

убеждение - еще один способ воздействия на девиантов (девиант - любой человек, отклонившийся от общепринятых норм). Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки в необходимости поддерживать свою спортивную форму;

последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм, при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное . Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу - такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщины за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться чем-то предосудительным и позорным для мужчины.

Систему формального социального контроля, как правило, осуществляют общественно - государственные организации и правила, предназначенные для защиты порядка. Почему государственные? Да потому, что, как мы говорили ранее, государство является общественным институтом, монополизировавшим право осуществления социального контроля. Например, уголовное право как система формального социального контроля, в которой существует несколько определенных этапов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего он подвергается аресту. На следующем этапе девиант предстает перед судом по уголовным делам, который выносит приговор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависимости от результата второго этапа он может попасть в тюрьму или подвергнуться другому виду наказания.

Милиция, прокуратура и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы и пр. В органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления и т.п.

Но формальный контроль присущ также и негосударственным социальным институтам, например, церковь, мораль (нравственность) контролируют достаточно большую сферу регулирования и нормирования общественных отношений. Мы сейчас порой не задумываемся почему уступаем место старшим, почему оказываем знаки внимания женщинам, покровительствуем детям. Просто -так положено согласно нормам морали. Есть примеры существования государств, которые живут по законам шариата. В них доминирующую роль играют светские с религиозным окрасом нормы контроля в основных социальных сферах жизни: семья, развод, правила поведения и т.д.

Таким образом, если бы не было социального контроля, люди бы делали все, что им нравится. В обществе царил бы хаос. Социальный контроль - "фундамент" стабильности общества, упорядоченности общественных отношений. Основные функции социального контроля :

нормирование общественных отношений, то есть определение тех границ поведения и деятельности в конкретном обществе, когда определяется грань между тем, что такое хорошо и, что такое плохо для данной общественной системы, например, в европейский странах находится в общественных местах женщине с голой грудью это плохо, а в некоторых африканских племенах это хорошо, то есть это является нормой;

обеспечение баланса интересов различных социальных групп, слоев, личностей, то есть определение степени свободы деятельности и поведения людей, социальных групп, общностей, когда не преступается грань ущемления степени свобод деятельности и поведения других участников социального взаимодействия, например,по правилам общежития можно громко слушать музыку до 23 часов, но после это считается нарушением, которое ущемляют право на отдых соседей и т.д.;

консервативно - охранительная, то есть самим фактом своего существования, социальный контроль обеспечивает охрану баланса общественных интересов и отношений, обеспечивает преемственность правил поведения в обществе.


Понятие мораль имеет греческое происхождение и означает нравы, обычай. Понятие нравственность имеет русское происхождение с корнем нрав, норов. То есть в буквальном смысле в русском языке они употребляются как синонимы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх