Самые большие танки в истории человечества. Самый большой танк в мире

С того самого дня, как на полях сражений появились первые бронированные машины, названные танками, их не перестают усовершенствовать. Самый большой танк в мире произведен Россией в 1915 году. Известен он под названием Царь-танка, Мастодонта, Мамонта или машины Лебеденко. У него даже появилось несколько прозвищ, так например, Царь-танк сравнивают с летучей мышью, поскольку, когда модель переносилась на задние колеса, то напоминала летучую мышь, спадающую вниз головой. Что же это за махина, и по какой причине до настоящего времени не удалось построить модель более крупных размеров?

Разработкой чертежей занимались великие инженеры России: Стечкин с Микулиным. Если честно, эту махину не назовешь танком, ведь внешне она больше схожа с орудийным лафетом, который увеличили в размерах. Отличительная особенность данного проекта – нестандартный внешний вид и амбициозность.

Идея о конструировании такой машины пришла в голову главному инженеру Лебеденко, на это его вдохновили арбы. Так назывались повозки в Средней Азии, благодаря огромным колесам на них можно было преодолеть любой ухаб и канаву. Разработанный Лебеденко танк имел два большущих колеса, диаметр каждого 9 метров, в целом длина машины составляла 18 метров. Масса девятиметровой в высоту и двенадцатиметровой в ширину машины достигала 60 тонн. Для обслуживания танка требовался экипаж, минимум в 15 человек. По трассе максимальная скорость этого танка достигала 17 км/ч. Такая боевая машина была выпущена в единственном экземпляре, которая не прошла первоначальные испытания.


Как уже говорилось ранее, танк тяжело было назвать орудием, которое используется для атаки и обороны, он больше похож на крепость на колесах. Вследствие обнаруженных недостатков, все старания были сведены на нет. Конструктивные недостатки были обусловлены огромными размерами танка.

Уязвимость. Большие в диаметре колеса – отличная мишень для противника. Стоило только раз удачно попасть по колесу, и это полностью приводило монстра в недееспособность. Первое – танк не мог дальше продолжать движение, а второе – он падал на землю так, что угол для прицельной стрельбы был непригодным.

Проходимость. Гигантские размеры машины не везде позволяли ей пройти. Она больше была предназначена для передвижения на более ровных и малопересеченных местностях. А это один из основных недостатков наступательной военной техники.

Скрытность. Всем известно, что успех в боевых операциях по большей мере зависит от незаметного появления и внезапного нападения на позиции. А вот о появлении такого гиганта обороняющаяся сторона узнавала вместе с атакующей.

Двигатель. На супертанке было установлено 2 сильнейших немецких мотора, каждый по 240 «лошадок». Однако этого не хватало. Чтобы этому Голиафу взобраться на крутую гору, ему нужен был более мощный двигатель.


Именно из-за этих недостатков Царь-танк и не запустили в серию. В мире так больше и не появилось ни одного экземпляра этой боевой машины, а пробная модель в 1923 году была разобрана на металлолом.

Большие 9-метровые передние колеса, по замыслу создателей, должны были обеспечить ему прекрасную проходимость. Но маленькие 1,5-метровые задние управляемые катки оказались «ахиллесовой пятой», поставившей крест на всем проекте.

Конструкция

Расчетная масса – 40 тонн. Фактическая масса – 60 тонн. Диаметр передних колес – 9 метров. Расчетная максимальная скорость – 17 км/час. Запас хода – 60 км. Размеры 17,8х12х9 метров. Бронирование: 10 мм лоб и борта, 8 мм крыша, корпус, башня и днище. Вооружение: 2 пушки калибра 76,2-мм с боекомплектом 120 снарядов и 8-10 пулеметов «Максим» с боезапасом 8-10 тыс. патронов. Оружие располагалось на боковых спонсонах, выступающих за плоскость колес. Однако, опытный танка не имел пушечного вооружения. Также не удалось и расположить дополнительный пулемет под днищем машины смерти. Управление танком осуществлялось поворотом задних колес. Сумма, выделенная на реализацию проекта, – 210 тысяч рублей.

Силовая установка самого большого танка мира состояла из двух двигателей «Майбах», снятых со сбитого немецкого дирижабля. Суммарная мощность их составляла 250 л.с. В те времена 250 лошадиных сил – была небывалая мощность для сухопутного транспортного средства.

По завершении этого проекта, инженеры на базе двигателей «Майбах» создали новую силовую установку АМБС-1, имевшую в 1923 году непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Во время испытаний двигатель проработал всего 2 минуты.

Производство и испытания

Учитывая небывалые размеры танка, собрать его решили непосредственно на испытательном полигоне – в 60 км от Москвы в Дмитровском лесу. Дата испытаний назначена на лето 1915 года. Расчетный вес танка был превышен в 1,5 раза из-за отсутствия стали нужной толщины.

Во время передвижения по лесу танк смог подтвердить свою проходимость – деревья на своем пути ломал, как спички. Но при этом не сумел преодолеть даже небольшую канаву. Передние колеса легко перемахнули через нее, а задние завязли. Мощности двигателей не хватило, чтобы танк самостоятельно смог выбраться из препятствия. А нужных тягачей или кранов в то время еще не придумали.

В итоге, танк Лебеденко простоял, застрявшим, еще 2 года под охраной. После этого, в 1917 году из-за гражданской войны в России о нем забыли. А в 1923 году Советская власть решила разобрать его .

Последующие испытания выявили еще один недостаток – при попадании фугасным снарядом в огромные спицованные передние колеса танк терял способность к передвижению. А, если снаряд попал бы непосредственно в ось передних колес, машина сложилась бы, как карточный домик.

Больше конструкторских работ по танку не проводилось и здоровенная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где ее испытывали. В 1923 году машину Советская власть разобрала на металлолом.

Кроме того, очень большие размеры танка делали его идеальной мишенью для противника. Промахнуться мимо него было сложно. Тем более, что при очень высокой массе машины и маломощных он обладал невероятно низкой маневренностью. Доставка столь большого аппарата непосредственно к полю боя тоже являлась очень сложной задачей. Обеспечение скрытности этой задачи представлялось непосильным делом. С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.
Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.

«Царь-танк»
Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».

Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.
Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн.
Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.

Char 2C (FCM 2C)
Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин. Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.

Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.
Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато.


(Немецкие солдаты позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта
Char 2C №99 «Шампань». Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя.)

Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.


K-Wagen

В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны. В случае успешного и своевременного его завершения этот танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тонн. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя фирмы «Даймлер» мощностью по 650 л.с. каждый. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08. Из всех супертяжелых танков у K-Wagen был самый многочисленный экипаж – 22 человека. Длина танка достигала 12,8 метров, и если бы не российский «Царь-танк», он стал бы самым длинным сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк назывался Kolossal-Wagen, Kolossal или K. Общепринятым является использование индекса «K-Wagen». В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.

FCM F1
В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.
В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие.

Кроме того, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных на тот момент противотанковых артиллерийских систем. В конкурсе участвовали крупнейшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), однако начать создание прототипа смогла лишь компания FCM.
Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линкоров на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие основного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка. Толщина лобового бронирования машины составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.

TOG II
В октябре 1940 года был создан первый экземпляр опытного британского танка TOG І. Его название, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «старая банда»), намекало на солидный возраст и опыт его создателей. Старые принципы танкостроения проявились в компоновке и внешнем виде этой боевой машины, а также в ее характеристиках. TOG І имел компоновку, типичную для времен ПМВ, и обладал низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч).
Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II, монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес машины составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно. Танк несколько раз модернизировали вплоть до 1944 года, но в серию он так и не пошел. В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой.

Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет.
В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.

Pz.Kpfw VIII Maus
В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


(Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 или 10 апреля 1944 года)

A39 Tortoise
С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию.


(Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по британской классификации – танк) А39 проекта «Tortoise» )

В конце концов конструкторы и заказчики от Комитета по развитию спецтехники Министерства снабжения Великобритании остановились на модели АТ-16, которая получила официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, которые должны были изготовить к сентябрю 1945 года. Однако в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 машин. В феврале 1946 года зака з еще раз уменьшили вдвое, и в результате были изготовлены только 5 машин. Агрегаты же шестого экземпляра A39 использовали как источник запчастей. На самом деле Tortoise являлся не танком, а САУ, так как у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Однако по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (вес А39 достигал 89 тонн), и было решено классифицировать ее как танк.

Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.

Pz.Kpfw. E-100
Эта машина создавалась как альтернатива танку Pz.Kpfw VIII Maus, сконструированному фирмой Порше. Фактически Фердинанд Порше воспользовался своим положением, будучи хорошим знакомым рейхсминистра вооружений Тодта и будучи на короткой ноге с самим Гитлером. Используя свои связи, Порше способствовал закрытию проекта другого сверхтяжелого танка VK 7201 «Тяжелый Лев» (Schwere Lö ;we) производства концерна «Крупп». Между тем другой немецкий танковый конструктор и функционер Генрих Эрнст Книпкамп в пику Порше инициировал начало разработки целой серии танков, которые должны были заменить в войсках все типы бронированных боевых гусеничных машин, начиная от танков разведки и заканчивая сверхтяжелыми танками прорыва. Последним и должен был стать Е-100.

Из всех машин «Серии Е» разработка танка Е-100 продвинулась дальше всего. Этот танк должен был быть легче, чем Maus (140 тонн против 188), и при этом бронированным на том же уровне. Его сконструировали таким образом, чтобы у бронеплит было как можно меньше прямых углов (в отличие от танка Maus, борта которого были практически вертикальны). Разрабатывались три варианта башни этого танка, первым из которых была башня танка Maus со 128-мм орудием. Правда, в варианте для танка Е-100 128-мм пушку решили заменить на 150-мм.

Башню должны были изготавливать предприятия концерна «Крупп», на них же должны были разработать и способ установки орудия. Этот вариант оказался предпочтительнее, чем два остальных, но в металле не был реализован ни один из них. Если бы немцам все-таки хватило времени, Е-100 получил бы самую мощную пушку за всю историю создания сверхтяжелых танков. Был создан всего один экземпляр шасси этого танка, который испытывался на полигоне Хайстенбек с муляжом башни.
В конце войны это шасси попало к английским войскам в виде трофея и позже было вывезено в Великобританию, где его внимательно изучили местные инженеры.


(Погруженный на транспортировочную платформу танк Pz.Kpfw. E-100 с британским солдатом, позирующим наверху)

T28-T95 (Turtle)
За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс). В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года. В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.

«Объект 279»
Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.
После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях. В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк.

Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.
Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.

Самый большой танк в мире сделали в России и выпустили в 1915 году. Он носит название Царь-танк.

За машиной закреплено еще несколько названий, к примеру, Мастодонт, Мамонт и машина Лебеденко. Еще прозвища «Нетопырь» и «Летучая мышь» были даны за то, что модель при переноске на задние колеса напоминала как раз летучую мышь, которая спала вниз головой. Так что же собой представляет эта махина, почему же никто до сих пор не смог превзойти рекорд и построить более крупный танк?

Амбициозный проект

Проект гигантского танка изначально отличался амбициозностью и оригинальностью. По воспоминаниям автора инженера Николая Лебеденко, на идею строительства такой машины его вдохновили среднеазиатские повозки-арбы. Они, благодаря колесам огромного диаметра с легкостью проезжали по канавам и ухабам.

В отличие от привычных танков, в которых используется гусеничный движитель, Царь-танк стал колесной боевой машиной. Внешний вид ее по своей конструкции напоминал орудийный лафет увеличенных размеров. Два передних огромных колеса из спиц имели диаметр около 9 метров, заметно меньше был задний каток.

Его размеры около 1,5 метров. Разработчик поднял верхнюю неподвижную пулеметную рубку на 8 метров над землей. Корпус был Т-образный коробчатый шириной ровно 12 метров. У него на выступающих за плоскость колес точках были спроектированы спонсоны с пулеметами. С каждой стороны расположилось по одной. Предполагалось, что там тоже можно будет установить пушки. Дополнительную пулеметную башню инженер хотел установить и под днищем. При всех этих характеристиках скоростью машины по проекту должна была достичь 17 километров в час.

Императорское развлечение

Возможно удивительно, но при всей необычности и сложности проекта, с учетом впечатляющих размеров, Николай Лебеденко смог продвинуть свою разработку. В ряде инстанций махина получила одобрение, но вот последнее одобрение было дано на аудиенции инженера у Николая Второго. Во время встречи Лебеденко презентовал императору заводную модель своей машины. Она была сделана из дерева и оснащена двигателем из граммофонной пружины. Как вспоминали придворные, инженер вместе с императором целых пол часа как ребенок ползал по полу и играл моделью, гоняя ее по комнате. Миниатюрный танк бегал по ковру и с легкостью преодолевал все препятствия в виде стопки из нескольких томов «Свода законов Российской Империи». В итоге, Николай Второй остался впечатленный машиной и дал поручения открыть финансирование разработки.

Работы шли быстро, поскольку находились под императорским патронажем. Необычную машину довольно скоро изготовили из металла. С весны 1915 года танк под грифом секретно собирали под Дмитровом в лесу. Уже в конце лета того же года прошли первые ходовые испытания уже готовой машины. Огромные колеса предполагали повышенную проходимость устройства, это и подтвердилось на испытаниях. Танк ломал деревья как спички. Впрочем, были и хлопоты с махиной. Задний управляемый каток, который имел небольшие размеры и в силу неправильного распределения веса танка в целом, едва ли не сразу погряз в мягком грунте.


Большие колеса не смогли вытащить машину, и это даже несмотря на мощнейшую в то время двигательную установку, которая состояла из двух моторов «Майбах» по 250 лошадиных сил каждый. Последние, к слову, были сняты со сбитого дирижабля из Германии.

Слабые места

В результате испытания нашли значительную уязвимость танка при артиллерийской обстреле, в основном фугасными снарядами, это колеса. Обычный залп шрапнели по спицам стопроцентно выводил танк из строя. При точном попадании в ступицу колес машину складывалась как карточный домик. Из-за огромных размеров и маленькой скорости танк становился идеальной мишенью. Скрытая переброска таких машин к фронту оказалась маловероятной. Поэтому единственный успех, на который могла рассчитывать боевая машина Лебеденко – это психологический эффект из-за массивности.

Поэтому в том же августе проект свернули, поскольку появились отрицательные заключения Высокой Комиссии. Борис Стечкин и Николай Жуковский, которые тоже занимались разработкой проекта, все же продолжили разрабатывать другие двигатели для своего детища. Но благородная попытка не увенчалась успехом. Инженеры даже не смогли сдвинуть Царь-пушку с места испытаний. Там машина стояла до 1917 года под охраной. После, из-за политических катаклизмов, о танке забыли и не вспоминали.

История танка

Больше конструкторских работ по танку не проводилось и огромная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где проходили ее испытания. В 1923 году машину разобрали на металлолом. Впрочем, единственным положительным результатом проекта можно назвать опыт, который приобрели молодые инженеры. Они позже выяснили, что была недостаточной мощность двигателей аппарата. Поэтому и разработали новый двигатель, который получил название АМБС-1 (это сокращение от имен автором Александр Микулин и Борис Стечкин). У двигателя были довольно передовые технические решения и характеристики для того времени. К примеру, непосредственный впрыск в цилиндры топлива. Впрочем, во время испытания двигатель проработал всего пару минут, а потом у него погнулись шатуны от высоких нагрузок. Несмотря на это Микулин и Стечкин (они, к слову, были племянниками теоретика авиации Николая Жуковского) позже стали выдающими специалистами по авиационным двигателям и академиками АН СССР. Впрочем, как подчеркивают специалисты, идея Лебеденко была не такой уж и провальной. Через несколько лет после появления проекта инженер Павези построил целую серию высококолесных тягачей для армии Италии. Тогда конструктор сделал несколько моделей колесных танков, правда, они не были приняты на вооружение. Поэтому танк так и остался гусеничной машиной. Стоит отметить, что в судьбе проекта Царь-танка так же присутствует теория заговора. Предполагается, что этот заведомо провальный проект специально лоббировался в Генеральном штабе некоторыми высокопоставленными чиновниками, которые работали на пользу Великобритании. Теория это очень похожа на правду, поскольку те же должностные лица похоронили и Вездеход Пороховщикова. А его чертежи позже были проданы французам и легки в основу танка Renault-FT-17.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Самый большой танк в мире был спроектирован и создан инженерами Российской Империи в 1915 году. У машины много имен: “Царь-танк”, “Мастодонт”, “машина Лебеденко”, «Нетопырь» и «Летучая мышь». Не смотря на то, что минул уже век, параметров этой грозной до сих пор никто не превзошел.

Проект гигантского танка был создан инженером Николаем Лебеденко. На конструкцию машины с громадными колесами Лебеденко вдохновил вид азиатских повозок, которые благодаря большому диаметру без труда преодолевали довольно большие препятствия на местности.

За основу конструкции танка был взят оружейный лафет увеличенных размеров. Вместо стандартного гусеничного хода, танк был спроектирован колесным. Диаметр передних колес составлял 9 метров, задний управляемый каток был значительно меньше.

Т-образный корпус “Мастодонта” имел ширину 12 метров, верхняя пулеметная башня находилась на выстоте 8 метров. Дополнительные пулеметы размещались на плоскостях колес, а также под днищем машины. Сердцем машины Лебеденко стали два мощных двигателя “Майбах”, снятые со сбитого дерижабля германского производства. Машина должна была разгоняться до 17 километров в час.


Амбиционзный проект Царь-танка довольно быстро одобрили все инстанции. Проект получил финансирование после личной аудиенции у Николая 2. Модель машины настолько понравилась императору, что он около двух часов играл с ней, как с игрушкой.


Работа над строительством оригинала танка под императорским патронажем продвигались быстро, и весной 1915 г. в Дмитровском лесу прошли первые испытания. Передняя колесная ось работала отлично, ломая довольно толстые деревья. Проблемной была задняя управляемая ось, которая быстро вязла в грунте, и танк не мог сдвинуться с места. Также оказалось, что машина легко выводилась из строя артилерией: снаряды ломали спицы больших колес, и машина складывалась как карточный домик. Из-за конструктивной слабости танк мог служить скорее только психологическим оружием.


Работы по созданию танка были свернуты, а скоро и вовсе забыты ввиду изменения политических сил в стране. Машина Лебеденко уже практически 100 лет остается самым большим танком в мире.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх