Данные опек. Какие страны входят в состав опек
Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.
Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.
Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)
Алжир | Индонезия | Иран | Ирак | Кувейт | Ливия | Нигерия | Катар | Саудовская Аравия | ОАЭ | Венесуэла | |
Население (тыс. человек) | 32,906 | 217,99 | 68,6 | 28,832 | 2,76 | 5,853 | 131,759 | 824 | 23,956 | 4,5 | 26,756 |
Площадь (тыс. км 2) | 2,382 | 1,904 | 1,648 | 438 | 18 | 1,76 | 924 | 11 | 2,15 | 84 | 916 |
Плотность населения (человек на км 2) | 14 | 114 | 42 | 66 | 153 | 3 | 143 | 75 | 11 | 54 | 29 |
ВВП на душу населения ($) | 3,113 | 1,29 | 2,863 | 1,063 | 27,028 | 6,618 | 752 | 45,937 | 12,931 | 29,367 | 5,24 |
ВВП в рыночных ценах (млн $) | 102,439 | 281,16 | 196,409 | 30,647 | 74,598 | 38,735 | 99,147 | 37,852 | 309,772 | 132,15 | 140,192 |
Объем экспорта (млн $) | 45,631 | 86,179 | 60,012 | 24,027 | 45,011 | 28,7 | 47,928 | 24,386 | 174,635 | 111,116 | 55,487 |
Объем экспорта нефти (млн $) | 32,882 | 9,248 | 48,286 | 23,4 | 42,583 | 28,324 | 46,77 | 18,634 | 164,71 | 49,7 | 48,059 |
Текущий баланс (млн $) | 17,615 | 2,996 | 13,268 | -6,505 | 32,627 | 10,726 | 25,573 | 7,063 | 87,132 | 18,54 | 25,359 |
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) | 12,27 | 4,301 | 136,27 | 115 | 101,5 | 41,464 | 36,22 | 15,207 | 264,211 | 97,8 | 80,012 |
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) | 4,58 | 2,769 | 27,58 | 3,17 | 1,557 | 1,491 | 5,152 | 25,783 | 6,9 | 6,06 | 4,315 |
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) | 1,352 | 1,059 | 4,092 | 1,913 | 2,573 | 1,693 | 2,366 | 766 | 9,353 | 2,378 | 3,128 |
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) | 89,235 | 76 | 94,55 | 2,65 | 12,2 | 11,7 | 21,8 | 43,5 | 71,24 | 46,6 | 28,9 |
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) | 462 | 1,057 | 1,474 | 603 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2,091 | 466 | 1,054 |
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) | 452 | 1,054 | 1,44 | 477 | 911 | 460 | 388 | 119 | 1,974 | 442 | 1,198 |
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) | 246 | 1,14 | 1,512 | 514 | 249 | 243 | 253 | 60 | 1,227 | 204 | 506 |
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) | 970 | 374 | 2,395 | 1,472 | 1,65 | 1,306 | 2,326 | 677 | 7,209 | 2,195 | 2,198 |
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) | 464 | 142 | 402 | 14 | 614 | 163 | 49 | 77 | 1,385 | 509 | 609 |
Объем экспорта природного газа (млн куб м) | 64,266 | 36,6 | 4,735 | -- | -- | 5,4 | 12 | 27,6 | --7,499 | -- |
Основные цели ОПЕК
Основными целями создания Организации являются:
- Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
- Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
- Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
- Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
- cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.
Организационная структура ОПЕК
Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.
Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.
Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
История развития и деятельности ОПЕК
Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.
17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.
Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.
Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.
На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.
Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.
Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.
Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.
Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.
Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.
Проблемы развития стран ОПЕК
Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.
Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.
Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.
Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.
Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.
Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.
Цели и задачи ОПЕК
Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:
- Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
- Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
- Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
- Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
- Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
- Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
- Обеспечивание охраны среды;
- Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.
Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.
Совместные трудности становления всех государств ОПЕК
Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.
Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.
2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.
Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.
4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.
Россия и ОПЕК
Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.
Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .
Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.
Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.
Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.
Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии
ОПЕК и ВТО
Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.
В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.
Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.
Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.
(The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная организация, созданная с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.
К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 года по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2009, 2016), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1995), Ангола (2007).
В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов , с учетом появления нового участника организации - Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.
Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.
Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.
Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.
Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.
Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.
Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).
По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.
Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.
По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в
Соглашение о сокращении добычи нефти было достигнуто странами ОПЕК 30 ноября 2016 года в Вене. Альянс договорился сократить нефтедобычу на 1,2 миллиона баррелей в день - до уровня 32,5 миллиона баррелей. 10 декабря к этой инициативе присоединились 11 стран вне ОПЕК, в том числе Казахстан, которые согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тысяч баррелей в сутки. Это было сделано для восстановления цены на нефть и баланса спроса и предложения на рынке. Что такое ОПЕК, как она влияет на мировые цены на нефть и почему нужны эти соглашения - в материале Tengrinews.kz.
1.Что такое ОПЕК и зачем она создавалась?
Название ОПЕК (OPEC) произошло от английской аббревиатуры Organization of Petroleum Exporting (Организация стран - экспортеров нефти). Это международная и межгосударственная организация, которую создали ряд крупнейших нефтедобывающих стран для контроля за нефтяным рынком и ценами на нефть. Фактически ОПЕК является нефтяным картелем, однако в последние несколько лет его роль как нефтяного картеля и даже регулятора нефтяного рынка ставится под сомнение. В картель ОПЕК входят Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. ОПЕК была создана в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Ее поддержали четыре страны - лидера нефтяного рынка по запасам и добыче нефти - Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт. Позднее к ОПЕК присоединился и ряд других стран. Сегодня в ОПЕК входят страны, которые контролируют около 2/3 мировых запасов нефти и почти 35 процентов от всемирной добычи, или половину мирового экспорта нефти.
2 Как ОПЕК влияет на мировые цены на нефть?
ОПЕК влияет на нефтяной рынок путем распределения между странами-участниками квот на добычу нефти в каждой стране и контроля за их выполнением. Цены на нефть реагируют на сообщения ОПЕК, так как чаще всего в них содержатся заявления о событиях на нефтяном рынке, которые наступят в ближайшее время или в среднесрочном аспекте, и это ориентир для трейдеров фьючерсного рынка нефти, где и определяется биржевая цена черного золота.
3 Как менялись цены на нефть с момента создания ОПЕК?
1973 год: цена на нефть за баррель - 3,3 доллара
После того как началась "война Судного дня" между Египтом, Сирией и Израилем, арабские члены ОПЕК (кроме Ирака) анонсировали сокращение производства на 5 процентов и повышение отпускных цен на нефть на 70 процентов. Затем все страны ОПЕК объявили эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживавшие Израиль. В результате этих действий цены на нефть подскочили с 3 до 12 долларов за баррель. Нефть в диапазоне от 12 до 15 долларов за баррель была вплоть до конца 1970-х годов.
1978 год: цена на нефть за баррель - 14 долларов
Революция в Иране привела к полной остановке импорта нефти из этой страны. На эти действия мгновенно отреагировали рынки. Цена за баррель к следующему году выросла в два с половиной раза.
1980 год: цена на нефть за баррель - 36,8 доллара
Ирано-иракская война повлияла на сокращение поставок нефти из Ирана и остановку поставок из Ирака. В это время на Западе начинается экономический кризис.
С 1982 по 1983 год: цена на нефть за баррель - 30 долларов
С апреля 1982 года по март 1983 года впервые был установлен общий лимит добычи в 17 миллионов 350 тысяч баррелей в день. Из-за увеличивающегося избытка нефти конкуренция между производителями росла. В связи с этим они были вынуждены выходить на спотовый рынок и продавать нефть по свободным ценам, что было в среднем на 10 процентов ниже цены ОПЕК. В этот период в Нью-Йорке началась торговля первым в мире фьючерсом на нефть WTI.
1986 год: цена на нефть за баррель -14,4 доллара
ОПЕК установила самую низкую квоту в истории организации - 14,8 миллиона баррелей в день. Это совпало с рекордным падением цен на нефть с 30 до 15 долларов за баррель.
1990 год: цена на нефть за баррель - 23,7 доллара
После того как Ирак вторгся в Кувейт, Запад ввел против этих стран эмбарго. Цены взлетели до 30 долларов за баррель, затем незначительно снизились.
1998 год: цена на нефть за баррель - 12,7 доллара
ОПЕК увеличила квоту до 27 миллионов баррелей, после этого цены на нефть упали вдвое.
2005 год: цена на нефть за баррель - 54,2 доллара
После 11 сентября 2001 цена на нефть начала снижаться - с 29,12 доллара за баррель до 16 долларов. В связи с этим в ноябре 2001 года ОПЕК на встрече в Каире договорилась о сокращении добычи с 23,2 до 21,7 миллиона баррелей в день. К маю 2002 года цены вернулись на прежний уровень.
С 2005 года по 2008 год на фоне роста нефтяных котировок ОПЕК плавно увеличила общую квоту с 25,5 до 29,2 миллиона баррелей в сутки. В конце 2007 года члены организации объявили о возможном отказе от доллара при расчетах, стоимость нефти марки Brent подскочила на 2,7 процента - с 91,59 до 94,13 доллара.
2008 год: цена на нефть за баррель - 97,2 доллара
3 июля нефть марки Brent достигла абсолютного максимума цены - 148,4 доллара за баррель. В США, а затем и в мире начался экономический кризис.
2009 год: цена на нефть за баррель - 61,7 доллара
ОПЕК сокращает квоту до 24,8 миллиона баррелей в день. Это, а также рост потребления в Китае постепенно стабилизирует цену на нефть.
2011 год: цена на нефть за баррель - 111,3 доллара
Началась "арабская весна". Поставки из Ливии упали в три раза. Среднегодовая цена на нефть впервые в истории превысила 100 долларов за баррель.
2014 год: цена на нефть за баррель - 99 долларов
Рост добычи в США и замедление потребления в Китае привели к падению цен. В ответ ОПЕК начала "ценовую войну", отказываясь снижать квоту на добычу и повышая свою долю на рынке.
2015 год: цена на нефть за баррель - 52,3 доллара
Саудовская Аравия добывала 10,17 миллиона баррелей в сутки (максимальное значение в истории), что практически не повлияло на рост добычи в США. ОПЕК отказалась от целевого ориентира добычи нефти, фактически разрешив странам-участницам добывать нефть без ограничений. Цены упали до уровня 2004 года.
2016 год: цена на нефть за баррель - 52,3 доллара
Страны ОПЕК в течение всего года вели переговоры о заморозке добычи нефти, но окончательная договоренность была достигнута только 30 ноября.
4 Какие основные проблемы есть у ОПЕК?
Основной проблемой является дисциплина внутри картеля, которая сильно ухудшилась из-за геополитических причин в последние несколько лет. Если ранее эта организация, принимая, например, решение о сокращении добычи нефти, действовала как единый картель, то во время недавнего мирового кризиса оказалось, что ряд стран более не считает решения ОПЕК обязательными для выполнения. В частности, это Иран (по причине введенного против него эмбарго США на импорт иранской нефти), Ливия (по причине гражданской войны в стране) и Нигерия, которая из-за внутриполитических и экономических причин не всегда способна следовать установленным квотам.
Другой проблемой является конкуренция и усиление геополитического влияния независимых (не входящих в ОПЕК) производителей нефти. В первую очередь это Россия. Кроме того, теперь и США стали крупным производителем и экспортером нефти. Соответственно, увеличение предложения нефти в мире при довольно слабом спросе требует согласованных действий с независимыми производителями. Если с Россией, как оказалось, и рядом других производителей договориться о совместном сокращении добычи нефти было не так уж трудно, то с разрозненными производителями сланцевой нефти в США договариваться будет намного сложнее. Поэтому и для нефтяного рынка решения ОПЕК сегодня уже не являются таким значимым ориентиром, как еще в 2009-2010 годах.
ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.
В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.
Целью ОПЕК являются:
· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Организационная структура ОПЕК
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.
Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.
Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.
Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.
Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
Фонд международного развития ОПЕК
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.
Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.