Подготовка к школе с чего начать. Подготовка к школе: занятия для детей

Вариативность мнений о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делается, воистину разнообразна. Некоторые родители накануне поступления ребенка в школу, пускаются, как говорят, во все тяжкие - в хорошем смысле этого слова. Бесконечные, нудные занятия дома, всевозможные тренинги и курсы, натаскивание ребенка в иностранных языках, кружки, группы подготовки к школе - все это может привести к тому, что ребенок уже заранее будет чувствовать раздражение и отторжение от ненавистной ему школы, еще не посетив ее. Не стоит перегружать ребенка излишне. Это вредно и для неокрепшей детской психики, и для детского организма. Всему свое время. Если Ваш будущий первоклассник соответствует в развитии своему возрасту, и у него нет проблем с памятью и вниманием, все будет хорошо. Не бегите впереди паровоза.


Многие родители будущих первоклассников не учитывают уровень психоэмоционального развития своего ребенка при подготовке к школе. А этот уровень при нормальном или даже высоком уровне интеллектуального развития может быть совершенно разным. Например, ребенок-дошкольник при поступлении в первый класс может свободно читать и писать, владеть иностранным языком на возрастном уровне, решать математические задачи уровня 2-3 классов. Но самостоятельно завязать шнурки, найти в школе туалет, наладить отношения с одноклассниками, поддерживать порядок в своем ранце без утери ручек, пеналов и тому подобного - для него неразрешимая проблема. В этой ситуации родителям следует, наряду с интеллектуальной подготовкой ребенка к школе проводить подготовку и социальную в том числе. В параметры социальной подготовки входит: навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками и признавать авторитет взрослых, умение в некоторых вопросах принимать самостоятельные решения, усидчивость в выполнении задания, вежливость, организованность. Если Вы видите, что Ваш ребенок еще полностью не созрел по некоторым пунктам, возможно, будет целесообразнее отложить поступление в школу до следующего года. Более зрелый психологически, впоследствии он может достичь лучших результатов.

Для чего нужна подготовка к школе


Подготовка к школе, в том или ином виде, бесспорно, нужна. Основная задача подготовки к школе - помочь Вашему ребенку созреть эмоционально, социально и психологически для нового, сложного периода в жизни. Правильный, хороший старт поможет Вашему ребенку и в будущем - в решении жизненных проблем и в достижении новых высот. Подготовку к школе можно осуществлять как и дома, так и на специальных курсах или в группах подготовки к школе. Естественно, не стоит записывать ребенка в десять групп сразу. Лучше выбрать одно направление, с хорошими отзывами и положительными результатами. Занятия в группе имеют бесспорный плюс - они помогут Вашему ребенку научиться строить отношения в коллективе, взаимодействовать с людьми, детьми и взрослыми. Особенно актуально это, если Ваш ребенок не посещал детский сад. Плюс домашней подготовки - Вы лучше знаете своего ребенка, его сильные и слабые стороны. И при правильном подходе сможете глубже раскрыть вашего малыша интеллектуально. Оптимальный вариант для хорошей предшкольной подготовки - сочетать домашнюю подготовку (в ненавязчивой форме), и подготовку на курсах.

Показатели готовности ребенка к школе


Он должен знать:

  • ​Определяющую личную информацию: полную расшифровку(ФИО) - свою, родителей, близких, собственный домашний адрес, номер телефона (свой и близких), название города и страны, в которой живет.
  • Названия и как выглядят - основных животных и растений.
  • Отличать времена года в их последовательности, ориентироваться в количестве месяцев в году, отношении этих месяцев к временам года, знать дни недели.
  • Различать основные цвета, не путаться в известных видах спорта и профессиях.
  • Знать хотя бы несколько известных имен музыкантов или писателей.
  • Владеть знанием основных правил дорожного движения (не переходить улицу на красный свет)
  • Ориентироваться в известных праздниках.

​Он должен различать:

  • Правую и левую стороны.
  • Страну, улицу, город.
  • Фрукты и овощи
  • Деревья и кусты.
  • Животных и птиц, диких и домашних, насекомых.
  • Гласные и согласные (звуки).

Должен уметь:

  • Решать простые логические задачи, отгадывать загадки.
  • Выстраивать несложные логические последовательности, видеть общие признаки предметов и их различия.
  • Описать событие или картинку связными, четкими предложениями. пересказать текст, выучить стихотворение.
  • Выполнять простые арифметические действия в пределах 10. Знать цифры.
  • Немного читать, пусть даже по слогам, но с пониманием прочитанного текста.
  • Рисовать геометрические фигуры.
  • Вырезать фигуру ножницами по нарисованному контуру.
  • Хорошо держать в руке карандаш и ручку. Закрашивать картинку без выхода за контур, проводить четкие линии без линейки.

Группы подготовки к школе могут существовать как и при самой школе, так и в частных, коммерческих организациях. Как правило, курсы для подготовки ребенка к школе, являются платными, а это заманчивая возможность для людей, которые имеют весьма условное отношение к педагогике и воспитанию детей, немного подзаработать. Поэтому, при выборе места и программы подготовки обратите внимание на следующие аспекты:

  • Наличие у организации правовых разрешающих документов на образовательную и просветительскую деятельность.
  • Педагогический состав, уровень образования его членов, и профессиональное соответствие занимаемой должности.
  • Наличие юридически утвержденных программ, по которым проводится обучение.
  • Наличие пособий и материалов для обучения.
  • Продолжительность и уровень интенсивности заданий (перегружать детей не рекомендуется)
  • Количество детей в группах. Отдайте предпочтение группам с небольшим количеством детей. Так вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью охвачен вниманием преподавателя, и образовательным процессом.

Готовимся к школе дома


Основная ошибка большинства родителей - предъявлять завышенные требования к своему ребенку. Естественно, он будет ошибаться, уставать, не все будет получаться с первого раза. Любой ребенок - это уникальная, индивидуальная личность со своим особым развитием. И раздраженные окрики и сравнения с более способными детьми вызовут глухое неприятие навязываемых родителем занятий, а иногда могут даже спровоцировать развитие комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности может разрушить у ребенка веру в свои силы, убедить его в собственной никчемности и ненужности. Последствия этого могут сказаться на всей дальнейшей жизни Вашего ребенка. Вы же ему не враг? Как помочь ребенку раскрыться и освоить новое, помогая, а не осуждая его? Поставьте себя на его место. Представьте, что Вы пришли на новую работу, в особенностях которой смыслите очень мало. И вместо того, чтобы цивилизованно и дружелюбно ввести Вас в курс дела, Вас начнут критиковать и орать на вас при очередном промахе. Приятно? Думаем, нет. Тем более, дело будет усугубляться тем, что любой малыш для мамы с папой хочет быть самым лучшим, хочет, чтобы им гордились. Ваша резко высказанная отрицательная оценка или раздражение будет ранить его.

Как помочь ребенку подготовиться к школе дома


  1. Развивайте у ребенка самостоятельное мышление: много разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, не отмахивайтесь. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, делайте выводы.
  2. Подходите к освоению нужных функций в игровой форме: считайте вместе ступеньки, деревья, лужи. Читайте вывески на магазинах. Изучайте цвета на наглядном примере: небо голубое, трава зеленая, кошка серая. Пусть Ваш ребенок побудет учителем, а любимые игрушки - учениками. Повторяя таким образом полученную информацию, он быстрее усвоит ее.
  3. Ходите вместе в кино. После просмотра фильма попросите ребенка высказать свое мнение, ненавязчиво помогая строить ему логические последовательности и умозаключения и четко высказывать свои мысли.
  4. Развивайте мелкую моторику ребенка. Лепите из пластилина, собирайте конструктор и пазлы, клейте поделки из цветной бумаги.
  5. Физическая активность ребенка должна быть достаточной. Если позволяют квадратные метры, оборудуйте дома спортивный уголок.
  6. Развивайте в ребенке самостоятельность.
  7. Объясните ребенку правила безопасности дома и на улице.
  8. Не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается. Лучше объясните еще раз. И ни в коем случае не делайте его работу за него. Иначе он всегда в решении трудных вопросов будет надеяться на Вас, и стремления делать самому у него не будет.
  9. Не развивайте ребенка однобоко, по принципу, что интересно, то и будем изучать. То, что плохо получается, должно быть освоено в первую очередь.
  10. Занятие должно длиться не более получаса, иначе ребенок устанет и потеряет интерес. Перемежайте занятия рисованием, активными играми.
  11. Приучайте ребенка вставать в определенное время и соблюдать режим. Это поможет ему быстрее адаптироваться к школьным будням.
  12. Подавите в себе страх отпустить ребенка от себя. Он растет, и в некоторых ситуациях должен уметь справиться с трудностями самостоятельно.
  13. Все способы и советы, написанные в этой статье, нужно применять заранее, а не за месяц до школы.

Как подготовить ребенка к школе/видео/


Как подготовить ребенка к школе

Советы психолога

Как не отбить желание учиться

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Как подготовить ребёнка к школе, чтобы он полюбил учиться?

Вывод:

Первый раз в первый класс. Эта фраза заставляет ностальгически дрогнуть сердца взрослых дяденек и тетенек - нас с вами. Ведь когда-то и мы шагали в школу с ранцем за плечами и с большим букетом в руке - для своей первой учительницы. А теперь наши ребятишки - смешные и серьезные мальчишки и девчонки, готовятся сделать свой первый серьезный шаг по трудной, но такой интересной дороге жизни. Наш долг - помочь им сделать эти первые шаги твердо и уверенно.

Поступление в школу — это довольно волнительное время для любого родителя, ведь их ребенок переходит на новый этап развития и социализации! Как именно все пройдет? Получится ли у маленького справиться со школьными предметами? Сможет ли он адаптироваться к новой среде?

Чтобы все прошло гладко, можно подготовить ребенка к школе заранее. Давайте детально разберемся в том, когда нужно приступать к занятиям, какими именно они должны быть, и стоит ли отдавать малыша в подготовку или можно сделать это самостоятельно на дому.

Когда начинать подготовку?

Психологи говорят, что начинать подготовку к школе можно уже с 3,5-4 лет, тем более, что первые шаги к образованию вы уже, скорее всего, сделали: начали учить малыша читать и считать.

Именно в 3,5-4 года в ребенке формируется яркая личность. Конечно, он еще многого не умеет и не знает обо всем на свете, забрасывая вас вопросами: «Почему?» и «Как?».

Но именно сейчас в нем активно развивается логическое и пространственное мышление и активизируется память, потому упускать этот благодатный период крайне нежелательно.

Психологическая готовность

Любой ребенок должен быть подготовлен к школе не только умственно, но и с точки зрения психологии. Это значит, что в нем все должно находиться в равновесии, а именно:

  • личностная и социальная готовность;
  • волевая сфера;
  • явная мотивация к обучению.

Другими словами, юный ученик должен стремиться к походу в школу сознательно. Он должен желать получения новой информации, думать об этом этапе взросления и хотеть учиться выстраивать отношения в новом коллективе.

Что за чудо - школа?

В первую очередь стоит объяснить малышу, что такое школа, чем она отличается от садика, что означает на практике загадочное слово «уроки» и почему так важно слушать то, что говорит учитель.

Попытка визуализации

Необходимо понять внутренние ощущения ребенка и узнать, как он относится к школе. Для этого попросите его нарисовать ее в деталях и рассказать о том, какая она.

Какие уроки проходят в школе? Большие ли там перемены? Получают ли ученики оценки и нравится ли им там находиться? Пусть ребенок расскажет вам, какая там работает учительница — строгая или добрая, нравится ли ему она или нет.

Во время повествования вы получите ответы на свои вопросы: чего боится ребенок, из-за чего тревожится, чего опасается. Все эти моменты стоит обсудить с ним после рассказа и разыграть варианты выхода из разных ситуаций.

Пугать нельзя!

Не давите на ребенка психологически, не пугайте строгой дисциплиной или тем, что станете ругать его за плохие отметки. Это явно не стимулирует его к хорошему восприятию нового места обучения.

Лучше расскажите ребенку о том, что ему предстоит узнать о мире много интересного, а если в этот период он столкнется с трудностями, то всегда сможет рассчитывать на вас.

Для чего ребенку школа?

Объясните малышу, что его главной задачей станет не получение хороших оценок (хотя и это важно), а получение новых знаний, которые он в дальнейшем будет использовать в свое благо.

Например, сможет устроиться на работу, получать заработную плату и покупать то, что захочется - то есть, стать по-настоящему взрослым.

Все и сразу?

Не пытайтесь напичкать малыша обилием информации и дать ему все и сразу: много знать не означает любить учиться. Лучше развивайте в нем любознательность и умение подходить к урокам творчески. В результате малыш поймет, что учиться — это довольно увлекательно и вообще не страшно.

Самостоятельность — всему голова!

Очень важно, чтобы малыш овладел такими важными качествами, как ответственность и самостоятельность. Специальных тренировок для этого проводить не нужно — это же не армия! Достаточно доверять ребенку несложные задания и давать шанс справиться самостоятельно с тем, что ему по силам.

Можно, к примеру, поручить ему уход за цветами, которые вы купите вместе с ним. Обсудите с малышом правила и особенности заботы о растениях и объясните, что случится с цветочком, если его не поливать и не окучивать.

Чтобы малыш не забывал этого делать, прикрепите бумажку с напоминанием на холодильник.

Похвала — лучшее благо

Обязательно хвалите малыша за успехи, подчеркивая тот факт, что он знает уже очень много. Только ни в коем случае не приводите в пример других, более «развитых» детей, чтобы малыш не чувствовал себя не слишком успешным на фоне их достижений.

Он должен знать, что если у него что-то не получается, нужно попробовать сделать это еще раз.

Идем за знаниями: расписание занятий

Итак, психологическая подготовка малыша идет полным ходом, пора браться и за учебный процесс. Для этого развивайте в ребенке усидчивость, умение жить по графику и строгую дисциплину.

Собственно уроки стоит проводить 5 дней в неделю, а два последующих дня отдыхать и резвиться.

Расписание занятий может быть, например, таким:

  1. Понедельник: правописание и чтение;
  2. Вторник: рисование и математика;
  3. Среда: снова математика, снова правописание и, как бонус, аппликация;
  4. Четверг: чтение, английский (или другой иностранный язык) и лепка;
  5. Пятница: чтение и иностранный.

Сколько заниматься?

Ближе к пятилетнему возрасту занятия такими трудными предметами, как математика или английский, в домашних условиях должно проходить не более 20 минут. На остальные уроки можно отвести чуть больше времени - минут 25.

При этом переменки между уроками нужно сокращать: если сначала они будут большими - по часу, то потом стоит сделать их двадцатиминутными. Это поможет ребенку хорошо усваивать материал, не испытывая стресса от перестройки к новой жизни.

Методика обучения: как проводить уроки?

Давайте разберемся в том, как именно стоит учить ребенка. Советы по обучению малышей на дому для удобства приведены на примере особо значимых уроков.

Уроки чтения

Как только ваш ребенок изучит буквы и слоги, можно переходить к чтению, чтобы весь дальнейший процесс подготовки проходил успешнее.

Изучение букв стоит проводить в алфавитном порядке, а чтение - со знакомства с маленькими сказками. Для начала малыш может находить в тексте уже изученные буквы.

Пересказывайте ему прочитанное и просите повторить это еще раз, но уже самостоятельно. В помощь к изложению - 3 вопроса, на которые малыш должен коротко ответить.

Уроки правописания

Уроки правописания лучше проводить в таком же порядке, как и чтение, чтобы усвоение пройденного проходило успешнее. По мере ознакомления с материалом можно переходить к чтению простых слогов, чтобы потом попробовать их написать.

Если вы не будете отступать от этих принципов обучения, к 5 годам малыш станет довольно хорошо читать и писать. Обязательным условием является и то, чтобы ребенок работал с тетрадями для письма в линейку, а для математики - в клетку.

Уроки математики

Осваивать счет лучше всего на примере конфет, игрушек и членов семьи, при этом сначала стоит изучить целые числа. Несложные задачки по математике тоже лучше приводить на наглядном материале — на тех же конфетах.

Также можно учить числа сразу парами: 3 и 4, 5 и 6. Ребенок должен не только запоминать их, но и пытаться написать впоследствии. Обязательно повторяйте пройденный материал на следующий день, только не очень долго — не более пяти минут.

Различные геометрические фигуры лучше учить на примере того же печенья, которое сейчас выпускается в самых разных формах. Постепенно вы перейдете от «продуктов питания» к начертанию фигур в тетрадке.

Уроки ИЗО

Уроки рисования — отдушина для ребенка, потому проводить их нужно обязательно. Это может быть не только творчество в альбомах, но и аппликация, и лепка.

Здесь же можно заниматься изучением геометрических фигур, о которых мы говорили выше, и рисовать их в альбоме.

Учите малыша пользоваться красками, чтобы картины при этом не выглядели промокашкой непонятного цвета. Показывайте, как можно заштриховать рисунок карандашом или освоить технику рисования мелками.

Уроки иностранного языка

Залог успеха в изучении языка — использование ярких картинок и иллюстраций. Лучше всего, если вы начнете осваивать тот язык, который сами изучали в школе, иначе придется воспользоваться услугами репетитора.

Урок может длится минут 15, во время которого вы должны говорить с малышом на иностранном языке, сопровождая свои слова действиями. Такая форма обучения считается наиболее действенной для дошкольного возраста.

Как только урок подойдет к концу, закрепите пройденное показом мультфильма на иностранном языке.

Никогда, и это очень важно, не занимайтесь подготовкой малыша к школе «из под палки». Надо ли объяснять, что ни к чему хорошему это в итоге не приведет?

Поиграем в школу

Заинтересуйте ребенка, а еще лучше создайте вокруг него целый учебный коллектив. Например, пригласите в гости деток того же возраста и поиграйте в школу.

Требования по графику

Как только вы увидите, что малыш достиг каких-то успехов, аккуратно начинайте требовать от него результатов — сначала ненавязчиво, потом более активно. Такой подход к учебе пойдет малышу на пользу.

Стоит ли отдавать ребенка на подготовительные курсы?

Многие родители, дети которых приближаются к школьной поре чудесной, постоянно думают о том, как подготовить ребенка к школе дома. Не лучше ли будет отдать его для этого на подготовительные занятия?

Успокойтесь, ведь вы сами можете сделать это — было бы только желание!

Каких детишек стоит отдать на курсы обязательно?

В группу исключений, для которых курсы будут предпочтительней, чем домашняя подготовка к школе, входят:

  1. Малыши, которые не ходили в садик, мини-центры и любые другие дошкольные учреждения, так как социальная адаптация для них еще даже не началась.
  2. Застенчивые ребятишки и особенно в том случае, когда подготовительные занятия ведут те же учителя, кто в будущем станут для них преподавать предметы в младшей школе.
  3. Дети, у которых мало друзей. На подготовительных уроках малыши найдут для себя настоящих товарищей и при переходе в школу смогут избежать возможных стрессов.

Если же ваш ребенок отлично адаптирован к социуму, можно не прибегать к помощи подготовительных групп. Тем более, что в наши дни во всех садиках начинают готовить детей к школе задолго до поступления.

Ваши же занятия на дому станут для малыша хорошим подспорьем, которое поможет ему подготовиться к школе неспеша, интересно и очень результативно.

Ребенок растет, и рано или поздно приходит время, когда родители задумываются о подготовке к школе. Нужна ли она, и если да, то в чем должна заключаться? Требуются ли обязательно специальные занятия или можно справиться дома самим?

Школа - это серьезно!

Знайте, что предстоящая смена образа жизни - серьезный стресс для ребенка, не меньший, чем для нас переход на другую работу. Родительские волнения понятны - от хорошего начала школьной карьеры зависят все последующие успехи.

Когда первые дни ребенка в школе удачны, он слышит похвалу педагога - это огромный положительный стимул. Позитивный опыт закрепляется и становится основой жизненного пути.

Все родители решают одни и те же вопросы. В какую школу отдать ребенка? В каком возрасте - с шести лет или с семи? А, может, поближе к восьми? Как узнать заранее, справится ли малыш с учебной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе, чтобы свести неизбежные трудности к минимуму? Эти вопросы возникают примерно за год до первого школьного дня малыша.

Что подразумевается?

Любой родитель считает, что его ребенок к школе готов. Кто-то опирается на начитанность, сообразительность, логику малыша. Другие спокойны, так как успели научить ребенка читать по слогам и немного писать. Третьи уповают на самостоятельность и общительность сына или дочки. Четвертые - на воспитание и послушание.

Но развитие - еще не все. Очень важно умение соответствовать школьным требованиям, работать в группе, контактировать с другими детьми. То есть речь идет не об абстрактной готовности, а о возможности успешного обучения по определенной программе и в конкретном коллективе.

Когда лучше начинать?

Кто бы что ни говорил, начинать обучение лучше в 7 лет. Многочисленные рассуждения о раннем детском развитии не всегда совместимы с реальной жизнью. Даже умному и творческому ребенку проблемы со здоровьем могут закрыть возможность обучения с 6 лет. Не понимая этого, родители рискуют нанести вред своему отпрыску.

После пяти лет у детей начинают складываться важные для будущего обучения потребности. Это стремление заниматься серьезной деятельностью, общаться с ровесниками и стремиться к успеху. А также быть хорошим в глазах учителя и родителей, то есть самоутверждаться в отношениях с другими.

Если ребенок ослаблен, ему будет трудно работать в классе. Он начнет быстро утомляться и даже правильную осанку за партой хранить не сможет. Для овладения навыком письма ребенок должен иметь развитую мелкую моторику. Но и крупные мышцы обязаны быть "на высоте" - малыш должен уметь бегать, прыгать, кидать мяч и играть со сверстниками.

Не только здоровье

Физическая готовность ребенка к школе - еще не все. Не менее важна готовность психологическая. А она складывается из интеллектуально-личностной и эмоционально-волевой.

Социально-психологическая, или личностная готовность - возможность адаптироваться в новой социальной роли, предполагающей новые правила поведения и другой статус в обществе. Она проявляется в отношении к учителю и процессу учебы, родителям и ровесникам, а также в правильно сформированной самооценке.

Отношение к школе, учебе и учителю проявляется в готовности соблюдать новый режим, вовремя приходить, старательно выполнять учебные задания, понимать смысл уроков, контактировать с учителем и одноклассниками.

Проводим диагностику

Для оценки степени личностной зрелости дошкольника следует с ним побеседовать. Предложите ребенку нарисовать будущий класс, учительницу. Можно спросить, согласился бы он идти в школу, если бы была возможность продолжать ходить в детский сад.

Нужно выяснить, что именно привлекает в обучении. Желание учиться может быть вызвано покупкой ярких привлекательных аксессуаров - того, что нужно ребенку в школу (пенала, ранца, канцелярских принадлежностей, красивой школьной формы). Или - если в школу идет лучший друг. Задача родителей - добиться, чтобы малыша привлекала именно учебная деятельность.

Порой у будущего школьника наблюдается полное отсутствие мотивации. Дети боятся идти в школу, говорят, что там будут ставить двойки, у них не будет времени играть и отдыхать. Чаще всего такое отношение - результат педагогического просчета родителей. Ни в коем случае нельзя запугивать детей школой, особенно робких и неуверенных.

Изменить сложившееся негативное отношение к обучению сложно, как и неверие в собственные силы. Для этого потребуется немало родительского труда и терпения.

А если он не готов?

Статистика утверждает, что около трети первоклассников не обладает должной готовностью к школе. Если хорошее интеллектуальное развитие накладывается на личностную незрелость, то малыш будет демонстрировать отсутствие ответственности и учиться очень неровно.

Каковы же признаки личностной неготовности? Это крайняя непосредственность, отсутствие понятия о дисциплине, стремление играть на уроках, неумение и нежелание поднимать руку. Такого ребенка можно заставить переключиться на учебу лишь при неоднократном напоминании.

Что включает в себя интеллектуальная готовность? Это любознательность, должный уровень развития образных представлений, умение ориентироваться в окружающем мире, развитые речевые и сенсорные навыки.

Что же требуется от родителей?

Порой мамы и папы считают, что их задача - собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду. Таким образом они перекладывают на дошкольное учреждение собственные семейные обязанности, что оправдано лишь в случае крайней занятости. Любой родитель в состоянии самостоятельно привить сыну или дочке все необходимые навыки.

С ребенком нужно разговаривать на разные темы, обсуждать фильмы и книги, учить иметь собственное мнение по каждому вопросу и тактично выражать его.

Как подготовить ребенка к школе с психологической точки зрения? Прежде всего - создать позитивный образ школы и учителя. Поход туда должен стать праздником и новым этапом жизни. Нужно объяснить малышу, в чем преимущества школьной жизни, чему он там научится и что его ждет интересного.

Очень важно с детства закладывать правильное отношение к ошибкам и успехам. Нужно учить не падать духом из-за неизбежных неудач, уметь делать выводы и грамотно работать над ошибками.

Не требуйте слишком многого. Если ребенок плохо считает или пишет, не умеет читать - еще не трагедия. Такие навыки не являются обязательными при поступлении в 1 класс. Задача начальной школы - научить детей всему этому.

Что желательно уметь?

Очень полезно привить элементарные навыки: научить ребенка читать по слогам, считать до десяти, правильно держать ручку, выводить первые буквы. При этом нужно следить за соответствием уровня его развития предъявляемым требованиям. Если поставленные задачи будут соответствовать реальному потенциалу, интерес к учебе не пропадет.

Для поддержания положительной мотивации полезна игровая подготовка ребенка к школе - занятия с цветными картинками, угадывание слов. Можно попробовать стимулировать первые успехи вручением символическихпризов.

Попробуйте сочинить сказку: например, разные зверушки объясняют, почему каждый из них хочет в школу. Кому-то нравится играть с одноклассниками, другой стремится почувствовать себя взрослым, третий мечтает учиться и кем-то стать. Затем следует спросить малыша, кто из персонажей прав. Если ребенок настроен только играть и у него отсутствует познавательный мотив, к школе он не готов.

Важный критерий - развитие речи.

Прочтите малышу короткий рассказ в 6-7 предложений и предложите пересказать. Если ребенок испытывает трудности при построении фраз, согласовании слов, не в силах выстроить сюжетную линию, над развитием речи нужно работать. Самый лучший способ - вслух читать книги и спрашивать о прочитанном. Для развития памяти полезно уточнять, что сказал или сделал тот или иной персонаж, с чего началось и чем закончилась сказка и так далее.

Спрашивайте, как прошел день в детском саду, о чем говорили ребята, играйте в слова, загадывайте загадки. Важно вовремя проверить фонематический слух и выявить возможные отклонения. Это можно сделать самостоятельно. Попросите малыша произносить слова по слогам или обнаружить лишнее слово в ряду похожих по звучанию. При нарушениях потребуется помощь логопеда.

Сказки ребенку лучше слушать, а не смотреть картинки в книге. При этом развивается образное мышление.

Работаем над логикой и самоконтролем

Основы логического мышления можно развивать просьбами заканчивать начатые предложения, называть лишнее слово в ряду, играми в аналогию, где требуется подобрать пару к слову (лето - зима, день - ночь).

Как правило, к 6-7 годам словесно-логическое мышление формируется. Если ошибок в процессе таких игр одна-две, все в порядке. Если больше - нужно заниматься. В книжных магазинах имеется огромное количество сборников всех необходимых упражнений.

Навыки самоконтроля определяются играми типа "да" и "нет" не говорить". Вопросов при этом должно быть не более 10. Если малыш, не сбиваясь, отвечает на большинство из них, его уровень самоконтроля можно считать высоким. Этот показатель чрезвычайно важен для будущей учебы.

Существует множество игр, построенных по разным правилам. Например, нельзя повторять одно и то же слово. Встретившись, допустим, с названием цветка, следует хлопнуть в ладоши и так далее. Все это работает на развитие памяти, логики, речевой активности.

Не забываем о мелкой и крупной моторике

Что еще включает в себя подготовка ребенка к школе? Занятия по проработке мелкой моторики, координированию работы мышц рук и пальцев. На них потребуется вырезать и наклеивать на бумагу геометрические фигурки (квадратики, кружочки, треугольники), рисовать геометрические узоры на листках в клеточку, лепить из пластилина.

Стимулировать развитие мелкой моторики также можно массажем рук, пальчиковой гимнастикой, перебиранием мелких предметов (например, пуговиц), выкладыванием мозаики и так далее.

Помните, что чем лучше развиты двигательные навыки рук, тем больше стимулируется головной мозг и речь ребенка.

Координацию и крупную моторику улучшают игры с мячом, прятки, эстафеты, задания, требующие поэтапного выполнения. Полезны также командные виды спорта.

Важно научить ребенка расслаблять мышцы рук, опустив их вдоль туловища. При пониженном или повышенном тонусе следует проводить релаксацию с помощью массажа. Это важно для будущих успехов в письме.

О практической стороне вопроса

Мамы и папы обязаны знать, как подготовить ребенка к школе без ущерба для здоровья. Обычно до поступления в школу требуется сделать все плановые прививки. Но не переусердствуйте. Не отправляйте на них ребенка подряд, особенно перед началом учебы. Помните об индивидуальных особенностях здоровья. Некоторые прививки не делаются одновременно, другие могут вызвать аллергию. Очень полезен подробный осмотр специалиста, проведенный за год до школы.

Постепенно настраивайтесь на будущий режим. Если малыш не привык вставать рано, необходимо в течение лета потихоньку смещать часы подъема. Это нужно делать без резких переходов, чтобы не допустить сбоя биоритмов. В противном случае учебные нагрузки могут оказаться ребенку не по плечу.

Следует посетить логопеда, лучше до школы, так как в первые недели и месяцы все силы будут брошены на другое. Также следует нанести визит психологу.

Что еще важно

Во время домашних занятий контролируйте осанку, научите правильно держать ручку и располагать тетрадь на столе. Рабочее место должно быть хорошо продумано и грамотно организовано с учетом медицинских и эстетических требований.

Собрать ребенка в школу - задача не из легких. Продумайте все тонкости - выбор удобной и качественной одежды, безопасных и привлекательных канцелярских принадлежностей, удобного ранца.

Отправляйтесь вместе покупать все, что нужно ребенку в школу, пусть он сам выберет ручки, тетради, ранец. Самостоятельное решение этих важных вопросов наряду с примеркой школьной формы придаст малышу ощущение значимости, утвердит его в новой роли.

Где подготовить ребенка к школе?

В современных детских садах, имеющих статус центра развития ребенка, такая подготовка начинается со старшей группы. Программа подготовки детей к школе в этих садах обычно ведется по определенной методике и согласовывается с учителями близлежащих учебных заведений.

Несомненными плюсами ее является учеба в знакомой обстановке и привычном коллективе, игровая форма занятий, чередование их с отдыхом и прогулками.

Другой вариант - подготовка ребенка на специальных занятиях в стенах школы. Эта учеба максимально напоминает "взрослую". У маленьких дошкольников проводятся настоящие уроки и перемены, они носят с собой ранцы с учебными пособиями.

Такая дошкольная подготовка имеет свои преимущества - знакомство с будущим учителем, одноклассниками, привыкание к школьным правилам (поднимать руку, выходить к доске и так далее).

Недостаток - вечером уставшим за день детям учиться нелегко, внимание их рассеивается.

Другие варианты

И все же: как подготовить ребенка к школе максимально эффективно? Существуют специальные развивающие центры, которые позволяют выбрать наиболее удобный вариант. Это могут быть групповые занятия по собственному расписанию, особенно удобные для детей, которые не ходят в садик.

Хороший результат дают групповые занятия с психологом и логопедом. Такая форма предусматривает открытые уроки в присутствии родителей, где можно сравнить достижения своего малыша и других детей

Существуют также индивидуальные занятия с педагогом в домашних условиях, направленные на конкретного ребенка. Такой способ - наиболее эффективен, но исключает общение с ровесниками и не учит работать в коллективе.

О родительских ошибках

Какие ошибки обычно допускают родители будущего первоклассника? Главная из них - перегрузить занятиями ребенка, лишить игры и общения со сверстниками. Это сформирует отвращение к будущей учебе. Также недопустимо запугивание двойками, наказаниями, возможными насмешками одноклассников.

Не следует заставлять одну и ту же работу переписывать несколько раз. Особенной пользы это не приносит, вызывает лишь усталость и раздражение.

Очень важно безоговорочно верить в собственного ребенка, хвалить за любые достижения, помогать в неудачах, но при этом не следует перекладывать на себя его работу.

Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?

Психологическая готовность малыша к школьному процессу

Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

  1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
  2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
  3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

  • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
  • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
  • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
  • ориентироваться во времени суток;
  • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
  • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

  • правильного поведения в общественных местах;
  • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
  • описание того, что изображено на картинке;
  • счета до 20;
  • названия цветовых оттенков;
  • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
  • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
  • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

Подготовка к школьной программе с преподавателем

Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
  2. По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
  3. Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
  4. Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.

Подготовка к школьной программе в домашних условиях

Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:

  1. Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
  2. Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
  3. Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
  4. Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
  5. Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.

Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.

Ваш ребенок подрос, и совсем скоро ему идти в первый класс. Это торжественное событие в жизни каждого из нас. Помните, как вы готовились к 1 сентября, собирали портфель и примеряли форму? Очень важно подготовить свое чадо к новому этапу в жизни. Школьные годы - самые прекрасные. Важно, чтобы ребенок шел учиться с желанием и с интересом.

Ответственность на родителях

Современная школьная программа сложна для всех учеников. Даже многие учителя считают, что усвоить требуемый объем материала Успешность на уроках во многом зависит от того, какую базу знаний малыш получил в дошкольном возрасте. Многие мамы и папы даже не задумываются, как ребенка подготовить к школе, считая, что его всему научат учителя. Очень заблуждаются они. Если ребенок, придя в первый класс, почувствует себя слабее одноклассников, он может вообще утратить интерес к знаниям и, в конце концов, перестать учиться. А это двойки, нервы и Задача родителей - не допустить этого и заранее подумать, как ребенка подготовить к школе.

Зачем подготавливать ребенка к школе

Представьте ситуацию. Сын вашей соседки еще с 5 лет умеет читать, считает и решает элементарные примеры, умеет четко излагать свои мысли и анализировать, пересказывать тексты. А ваш малыш только летом перед школой начал азбуку учить. А теперь ответьте, кто будет лучше и быстрее схватывать учебный материал? Размышляя, как ребенка подготовить к школе и нужно ли это делать вообще, поставьте себя на место учителя. В классе 25 маленьких детишек, а учитель - один. Он обязан каждому ученику уделить внимание. Большинство уже начало читать бегло, а несколько детей никак не могут понять, чем отличаются буквы от цифр. В результате - отстающие дети так и остаются в конце строя.

На что обратить внимание, когда и чему учить ребенка

Итак, вы задумались над тем, но не знаете, с чего начать. Во-первых, выучите с ним буквы и начинайте читать по слогам. Пусть ребенок каждый день читает по несколько строк. Родители во время таких тренировочных занятий должны быть рядом и помогать. Обязательно после занятия спросите у ребенка, что он прочитал. Пусть перескажет. Задавайте ему наводящие вопросы. Во-вторых, учите цифры и тренируйтесь на простых примерах. Ребенок должен понять смысл сложения и вычитания. Показывайте математические примеры, используя яблоки, конфеты, пальчики. В-третьих, дошкольник должен знать и уметь объяснить, в чем их отличия. В-четвертых, чаще уделяйте время своему отпрыску и разрешайте ему заниматься творчеством. Пусть рисует, лепит, клеит и мастерит. Чем больше он будет заниматься, тем быстрее будет развиваться А это, в свою очередь, повлияет на такой навык, как письмо. Рассказывая, как ребенка подготовить к школе, следует сделать акцент на том, что нельзя его заставлять заниматься. Лучше тренироваться в форме игры. Например, устройте дома школу: усадите маленького ученика за парту и начните импровизированный урок. После поменяйтесь ролями, пусть учителем будет ребенок.

Дошкольные учебные заведения

Конечно, многие родители слишком заняты на работе. Им просто некогда заниматься со своим дошкольником. Поэтому ищут, где подготовить ребенка к школе. На самом деле таких мест можно найти множество. Важно среди всех подобрать то дошкольное подготовительное заведение, которое действительно научит ребенка и сможет квалифицировано подготовить его к школьным будням. Как вариант, можно нанять репетитора, который будет заниматься персонально с малышом на дому в удобное для вас время.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх