Как создать удачный подзаголовок и лид? Массмедийный лид: пути эффективного начала Расписание пригородных поездов г лида.

Приветствую участников бесплатного онлайн тренинга "Журналистика как вторая профессия" !

С вами Наталья Жилякова , журналист, редактор, автор проектов по журналистике.

Рада, что вас заинтересовала тема написания текстов. Изучаем дальше))) Теорией загружать не буду, предпочитаю объяснять на практике.

Структура каждой статьи проста, как школьное сочинение – введение, основная часть, заключение. Это схематично. Рассмотрим основные составляющие грамотного текста в подробностях.

Введение

Его еще называют лид , интро, въезд – завлекательно-заманушное начало статьи. Лид должен цеплять, заставлять читателя остановиться на вашем тексте. В нем должна быть интрига, что-то привлекающее внимание, зацепка на статью, анонс.

Удачный лид – 90%, что вашу статью прочтут. Мне нравятся лиды-вопросники и рассуждения, когда четко понятно, какая проблема/тема будет подниматься в материале.

Чтобы написать хороший лид, задайте себе несколько вопросов:

  • О чем будет моя статья?
  • Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
  • На чем сделаю акцент?
  • Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна?

1. Лид в форме вопросов-рассуждений.

Работаешь по 9-11 часов, забывая об отдыхе? Сутками просиживаешь над проектом, а потом недоумеваешь, почему так и не сдала его вовремя? Авралы – твое привычное состояние? Тогда тебе нужны – нет, просто необходимы! – перерывы. Как это ни парадоксально звучит, но чем чаще отдыхаешь, тем более результативно работаешь!

(статья об отдыхе на рабочем месте*)

2. Лид-проблема

Сначала описывается проблема, потом выделяется главный вопрос, на котором в тексте будет сделан акцент.

Твои друзья меняют одну должность на другую, переходят из компании в компанию, а ты остаешься на одном месте уже несколько лет. Причем это твоя первая (и пока единственная) работа. Ты в ней как бы застряла. И рада бы уйти, но… Что может удерживать там, где давно уже не нравится? Попробуем выяснить.

(статья о синдроме первой работы*)

3. Лид-пример

Уместен в статьях, построенных на историях, фактах, ситуациях, без акцента на определенной проблеме.

Стоит сценарию упасть на пол, как актеры спешат постоять на нем или просят поднять кого-нибудь другого – чтобы не сорвать постановку (съемку). Работникам казино во время отдыха нельзя вязать – проиграешь казенные фишки. И это далеко не все профессиональные приметы и суеверия, которые удалось собрать нашему автору…

(статья о профессиональных приметах и суевериях*)

4. «Однозначный» лид

Это грубо, некрасиво, наконец, неестественно. Поэтому о происшедшем обычно не хвастаются в компании, не рассказывают подругам и вообще стараются поскорее забыть. Такое случается редко, но все-таки случается – девушки дерутся. Из-за чего, когда, как и почему – рассказали наши героини.

(статья о женских драках*)

По объему лид не должен быть большим. Оптимально 300-500 знаков с пробелами, 5-6 строчек. Предложения не растягивайте, старайтесь, чтобы они были по 5-7 слов.

Мы уделили большое внимание лиду, потому что от него зависит, остановит ли читатель свой взгляд на тексте или перевернет страницу.

Основная часть

Собственно, текст . По наполнению все зависит от вашей идеи, темы, фактов, которые найдете, комментариев, дополнений. Остановимся на форме.

Чтобы текст стал удобочитаем , поделите его на смысловые блоки и каждому дайте свой подзаголовок. Например, вы пишите про сиамских котят. Во въезде (лиде) ставите проблему. Желательно сделать ее более узкой. Возьмем тему не «Сиамские котята», а «Уход за новорожденными сиамскими котятами в квартире».

В первом блоке вы напишите, как котят кормить, во втором – как обустроить им уголок, в третьем – какие прививки необходимо сделать.

Абзацы внутри блоков не делайте слишком большими. Кусочек в 4-7 строк читать намного удобнее, чем «кирпич» в 10 и более строк.

Каждый абзац стройте по системе – от главного к второстепенному. Многие не читают, а «проскакивают» текст по началу каждого абзаца – пусть в нем содержится важная информация.

Вывод

Желательно, чтобы был.

Вывод – это не обязательно мысли, идеи, к которым пришел автор. Это может быть продолжение размышлений, о которых говорится в лиде, или новый поворот темы. Или это слова, который натолкнут читателя на определенные мысли, оставят след после прочтения.

Основное правило – вывод должен касаться всей темы, проблемы, поставленной в начале статьи, а не только последнего абзаца. Например, вы пишите, как защитить волосы при окрашивании. Вывод (схематично) будет примерно такой: есть много способов, которые позволяют защитить волосы при окрашивании, подберите свой. Более точный вывод можно сформулировать, когда статья будет написана.

Примеры выводов (соответствуют перечисленным выше лидам)

Статья 1 - отдых на рабочем месте

Трудовой кодекс складывался десятилетиями, так что можешь быть уверена: обеденный перерыв в него внесли неспроста – людям действительно нужен отдых. Стремясь показать преданность делу и высокий коэффициент работоспособности, не отказывай себе в обеде и коротеньких перерывах: иначе просто не сможешь выполнять работу качественно. Главное, чтобы твои перерывы не стали походить на отлынивание от обязанностей.

Статья 2 - синдром первой работы

Главная сложность всех, кто только начинает работать, – отсутствие опыта. И дело не только в профессиональных навыках. Тебе ведь и условия, график и объем работы сравнивать не с чем. Поэтому начинать поиски новой работы сразу же, как устроилась на свою первую, не стоит. И если тебя все устраивает, не надо метаться. Но коль уже подумываешь о переменах – действуй! Боишься потерять то, что имеешь, – возьми на основной работе больничный или отпуск без содержания и попробуй. Любой опыт хорош и в жизни пригодится.

Статья 3 - суеверия

В этом тескте вместо вывода стояло От автора : Во избежание восклицаний: «А у нас не так!» сразу хочу объясниться: приметы – вещь необъективная. А уж если дело касается личной жизни, так и вовсе все сугубо индивидуально. В общем, не воспринимай слишком серьезно.

Статья 4 о женских драках состояла из жизненных историй и вывода не содержала.

(*в материалах использованы примеры моих текстов, опубликованных в разное время в журнале Cosmopolitan)

Резюме

Схематично статья выглядит так:

  • Заголовок
  • Первый подзаголовок
  • текст
  • Второй подзаголовок
  • текст
  • Третий подзаголовок
  • текст
  • Вывод

Пара врезок с интересными фактами и комментарии специалистов (об этом мы поговорим подробнее на следующих занятиях)

Сравните два отрывка:

Я начала работать на своем последнем месте, как меня попросили выйти в выходные. К вечеру начался ливень. Если бы кто-то решил снимать фильм про Вселенский потоп, это вполне можно было бы делать в нашем офисе. Престарелое здание каждой щелочкой боролось со стихией, но годы взяли свое – первой рухнула крепость водостока. В шахте, где как раз и располагался ненадежный водосток, наша начальница хранила недавно привезенный из типографии тираж каталога стоимостью полмиллиона рублей. Для небольшой компании это – все. И это сокровище начало тонуть. А в офисе три человека. Пока дизайнер бегала за помощью, мы с директором спасали каталоги. Выглядело это так: ледяной водопад, ныряешь, хватаешь тяжеленную пачку, несешься с ней в кабинет, где пока только хлюпает, и снова под водопад. Когда все спасли, вытерли и промокнули, начальница сказала: «А теперь, девочки, давайте поработаем».

Какие мои годы?!

Мне 30. Если наши законодатели ничего нового не изобретут, через 25 лет у меня появится новый статус – пенсионер. Возможно, я даже установлю его в соцсетях и на вопрос, чем занимаюсь, буду гордо отвечать «Пенсионерю потихоньку».

Думать о старости страшно. Какой я буду? Ноящей, вечно всем недовольной старухой, которая любого легко научит жизни (и чужого ребенка, и ту стерву из очереди) или веселой подтянутой бабулькой в шортах, которая изучает руины Помпей (а вдруг я встречу старость где-нибудь в Европе?).

В моем понимании среднестатическая российская пенсионерка выглядит так: она смотрит сериалы, обсуждает правительство и лекарство, вяжет внукам носки, сажает помидорчики на даче, печет пирожки и ворчит. Да, обязательно ворчит, ведь «в наши годы было по-другому».

В течение недели я попробую жить в таком режиме и проверю, каково мне будет на пенсии. Мой план: связать носок, напечь или нажарить что-нибудь вкусненькое, поругаться в очереди, обсудить цены на лекарство, как следует нажаловаться на болячки, посмотреть сериал и покопаться в огороде.

Видите разницу между обычной историей и статьей?

Увидимся на следующих занятиях!

Удачи в творчестве!

Наталья Жилякова

P.S. Если у вас появились вопросы по журналистике, вы можете задать их в комментариях.

В журналистском тексте широко используется метод лида: от английского слова lead - вести, возглавлять. Материал начинается с максимально полного и максимально концентрированного изложения основного факта. Все остальное в тексте посвящено расшифровке того, что заявлено в лиде. Это позволяет журналисту максимально сжато изложить факты и максимально четко выстроить структуру материала; читателю - быстро сориентироваться в материале, оценить значимость факта, решить* продолжать или не продолжать чтение. Специфика этого лида: он подходит только для информационных жанров, максимальная эффективность его в жанрах заметки или корреспонденции, иногда эффективен в интервью-монологе.

Различают два типа лида: лиды, рассчитанные на жесткую структуру материала (фактологическая информация" о событии, сенсации); лиды, рассчитанные на мягкое построение материала (к фактологической информации добавляются еще подробности и детали, иногда комментарии).

Лиды жестких материалов - л ид одного элемента. Используется в том случае, когда в новости есть очень сильный элемент. Например, весь лид может быть сосредоточен на итоге какого-то мероприятия, события, времени его происшествия.

Лид-обобщение. Используется, если в материале фигурируют несколько одинаково важных элементов. Например, необходимо обратить внимание на место и время действия или на действие и персону.

Лид-«вешалка». Его особенность заключается в том, что первый абзац практически полностью исчерпывает весь материал. На него «навешиваются» все факты. Это очень сложный лид, поскольку он намного обесценивает следующий далее материал и сам носит сумбурный характер.

Лид - быстрая идентификация. Прямо отвечает на вопрос «кто?». Дает очень точный ответ. Оправдан в материалах, извещающих об участии очень известной личности в описываемом событии.

Лид-затянутая идентификация. Используется в материалах, основанных на участии в событии не столь важного лица, но лица, ставшего важным в результате события (убийство, катастрофа). Заход «кто» не дает полных сведений о личности. Часть их переносится в последующие абзацы.

Лид-одиночный выстрел. Применим, когда предмет сообщения может быть кратко или афористично обозначен.

Лид-комментарий. По форме выражения мысли он состоит из новости, которая объективно выглядит, но сопровождается комментариями. Такие комментарии малозаметны. Ими могут быть оценочные слова, оговорки, вводные слова.

Лиды мягких материалов:

Повествовательный лид. Отличается от лида-рассказа присутствием ярко выраженной интриги.

Лид-контраст. В первом абзаце происходит столкновение старого и нового, разных обстоятельств, сопутствующих основному материалу.

Направленно-адресованный лид. В первом абзаце текста - прямое обращение к читателю (вы, вам...).

Лид-стаккато. Ряд коротких, отрывистых фраз, содержащих намеки, недосказанность.

Лид-вопрос. Это может быть любая форма вопросов - открытый, закрытый, полуоткрытый, прямой, косвенный.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма лида пришла к нам из французской журналистики и до сих пор именно там особенно распространена.

Успех заметки зависит не только от заголовка, но и от лида. Используя минимум деталей, вы в двух-трех предложениях ответите на вопросы что, где, когда произошло, каковы причины происшествия, есть ли пострадавшие.

Последние полгода специализируюсь на написание новостей в рубрику «происшествия». Пишу на криминальную тему – грабежи, кражи, мошенничество. Лид в моих материалах отражаеть суть события, содержит краткую, но понятную информацию в тридцать-сорок слов (по крайней мере, так у меня). Раздуть лид деталями, канцеляризмами – значит похоронить публикацию – читатель спотыкается на мелких подробностях, «официальщине» и теряет интерес к заметке.

Перед тем, как учиться писать лид, впору узнать, что означает это слово. В Интернете я нашел следующее определение:

Лид (lead, от того же корня, что «лидер» — в американской журналистике lede) — это первая фраза или, в некоторых случаях, первые две фразы любого материала.

С чего начать лид?

При написании лида на первый план можно вынести:

— личность

— факт

— дату

— место события

— причину

— процесс (действие)

Факт , который важнее даты, места события, личностей и т.п. («Убийство произошло на почве ревности…»)

Дата события , когда пишем срочный материал («14 августа прошел суд по делу…»)

Место события («В Железногорске убит президент Америки…»)

Причины В связи с участившимися случаями жестоко обращения с детьми Правительство РФ приняло новый закон об опеке…»)

Какой-либо процесс : («После двухдневных переговоров , которые сопровождались убийствами заложников,14 августа ФСБ приняло решение уничтожить террористов…»).

Чаще я пишу срочные материалы и приоритет в лидах отдаю дате события . Когда же новость безнадежна устарела (и такое бывает!) лучше на первый план вынести факт (конечно, если он действительно весомее, чем дата, личность, процесс и т.п.)

Два примера лида

Рассмотрим хороший и плохой пример лида.

Плохой лид

Если бы новости писали чиновники, то лиды были бы такими:

Заголовок: В Курске убили русского миллионера

Лид: 18 августа в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья был застрелен Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац». По предварительным данным – это заказное убийство, преступники не найдены.

На свои материалы я смотрю с двух позиций – с читательской и журналисткой.

Сначала я включаю в себе читателя и пишу заголовок, лид. После этого я «становлюсь» журналистом и пишу продолжение публикации (даю подробности, детали, комментарии).

Когда я «читатель» я рассуждаю так:

Я считаю, что нельзя вносить в лид номер подъезда, улицу, орудие убийства, количество дыр в голове, отчество убитого. Эти детали – вынос для моего мозга! Слишком много информации! Меня не интересует проходной или непроходной подъезд, мне плевать на название нефтяной компании. Я – ленивый читатель и не хочу читать всю публикацию, я смотрю на текст, который выделен жирным шрифтом и хочу узнать кто, когда, кого убил?

От прочтения «детального» лида у самого остается дыра в голове, пропадает желание читать новость.

Яркие лиды – одна из основных ошибок начинающих журналистов .

По себе знаю: хочется втиснуть в первый образ побольше красочных подробностей, предоставить читателю полную картину происшествия. Короче, хочешь подать якобы живую информацию, а получаешь оплеуху от редактора.

У моего начальника есть хорошая фраза, которая касается подачи новостей: «Пишите новости для технички». Примерно так звучит.

Хороший лид

Все просто:

18 августа в подъезде жилого дома неизвестными убить миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании. Убийство носит заказной характер.

Краткость – сестра таланта и уважение от верстальщика газеты. Смакуйте подробности убийства во втором и далее абзацах. Самое главное, что вы кратко, без искажений ответили в лиде на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Выдвинули версию убийства:

Кто?
Было: Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац».
Стало: Миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании

Что? (действие)
Было: был застрелен тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья
Стало: убит

Где?
Было: в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева
Стало: в подъезде жилого дома

Было: преступники не найдены.
Стало: неизвестными

Ваше «когда» не изменилось, но изменилась версия убийства:

Было: По предварительным данным – это заказное убийство
Стало: Убийство носит заказной характер.

Такая краткая информация для молодого бойца. Надеюсь, тот минимум, что я выдал, поможет вам написать хороший лид.

Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.

Что это такое?

Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид - самый важный абзац во всей статье.

Более научное определение лида таково: лид — это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):

— когда?
— где?
— что?
— кто?
— почему?
— как?

Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида - это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста - дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.

Какой же бывает лид?

Резюме - лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.

Единичный - этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.

Драматический - вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?…

Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.

Что помнить?

Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?

Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.

Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».

«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».

Чего не нужно делать?

Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.

Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.

Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.

Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.

Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

  • КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
  • НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

  • БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
  • НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
  • Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
  • Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
  • Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
  • Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
  • Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
  • Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
  • Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

  • Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
  • Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
  • Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

  • Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
  • Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
  • Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

  • Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
  • Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
  • Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
  • Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

  • 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
  • 2. Простое ли это событие или сложное?
  • 3. Что в материале главное - люди или события?
  • 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
  • 5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх