От чего умер булат окуджава. Умер булат минжилкиев

Руки в карманах, старый пиджак нараспашку - Окуджава стремительно выходит из арки на улицу, которую он назвал своим отечеством, призванием, религией, бедой и радостью. Создавая памятник на Арбате, скульптор Георгий Франгулян намеренно не поднял Булата на пьедестал. Бронзовый бард смешивается с толпой и навечно остается частью нашей жизни.

А просто запел стихи. Его магнитофонная известность одолела российские просторы и превозмогла железный занавес. Его загадку пока не разгадали. Хотя кто только не пытался: от близких друзей и признанных мэтров, увидевших в нем Чехова с гитарой, а в песнях - фольклор городской интеллигенции, до самых злобных критиков, считавших его Вертинским для неуспевающих студентов, а его мелодии - белогвардейщиной. Секрет с моцартианской легкостью раскрыл между делом сам Окуджава: Я не пишу «для», а пишу «почему».

В начале 70-х в «Нью-Йорк таймс» написали, что в СССР нет свободы творчества, и в пример привели Окуджаву . На его стихах тогда уже стояло несмываемое клеймо «безыдейные», его тексты рассматривали под микроскопом, а за автором приглядывали бдительные органы. Так что все верно заметили за океаном о несвободе, только, как и в ЦК, недооценили внутреннюю свободу Булата, и его стойкие, под стать имени, принципы.

Он был инороден атмосфере застоя, он был в ней залетной кометой, заезжим музыкантом - этот образ ему очень нравился, он сам придумал себе эту маску. Но заброшенный мирозданием на время - погостить - на самом деле выполнил на Земле тяжкую миссию. Он выстроил целый мир - романтичный и трагический, мир загадок и пророчеств, мир сильных мужчин и их величеств женщин, и добрый мир своих стихов.

Он жил сам с собой до конца дней, и нас счастливил тем, что впустил в свой волшебный мир и оставил в нем, когда отрешился и воспарил в белое июньское парижское небо. И оказался прав его товарищ Борис Слуцкий, когда задал вполне, впрочем, риторический вопрос хулителям: «Если мода не проходит столько лет, может быть, это любовь?»

Биография и эпизоды жизни Булата Окуджавы. Когда родился и умер Булат Окуджава, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, писателя, музыканта, фото и видео.

Годы жизни Булата Окуджавы:

родился 9 мая 1924, умер 12 июня 1997

Эпитафия

«Ах, седой гитарист с виду столь неказист.
Отчего же так души трепещут?
И сегодня ему, лишь ему одному
Даже боги - и те рукоплещут».
Из стихотворения Ильи Кулева памяти Окуджавы

«Все еще наладится, и подключат свет,
А Булата Шалвыча здесь не будет. Нет».
Из песни Олега Митяева «Переделкино»

Биография

Биография Булата Окуджавы - сложная история жизни человека, который прошел через многое. Его семья была арестована, а отец расстрелян. Мальчишкой он пошел работать на завод, а потом, все еще будучи мальчишкой, ушел на фронт добровольцем, где был ранен. После войны Окуджава закончил университет в Тбилиси, работал учителем в сельских школах и только в 32 года выпустил свой первый сборник стихов, которые он начал писать еще во время войны. Евтушенко признавался, что первые стихи Окуджавы ему не понравились, но он уже тогда он почувствовал, что в этом скромном невысоком молодом человеке есть настоящий талант.

Вскоре после переезда в Москву Окуджава начал выступать со своими стихами и песнями, что быстро принесло ему популярность. Его дальнейшая жизнь была связана с творчеством - он участвовал в литературных объединениях, заведовал отделом поэзии в «Литературной газете», работал в издательстве «Молодая гвардия». В 1962 году, когда он вступил в Союз писателей СССР, Окуджава впервые появился на телеэкране, снявшись в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил свою песню. Но всеобщую любовь и известность поэту принесла песня Окуджавы, написанная им для фильма «Белорусский вокзал». Позже Булата Шалвовича узнали как автора текстов для песен в таких фильмах, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и Катюша» и мн. др. За свою жизнь Окуджава написал песни для более чем восьмидесяти фильмов. Удивительно, но первый диск с его песнями вышел в Париже, и лишь спустя несколько лет - в СССР. Он также писал прозу. В 1994 году Окуджава получил премию «Русский Букер» за свой автобиографичный роман «Упраздненный театр».

Несмотря на тяжелое детство, на то, что Окуджаву долго не печатали в СССР и препятствовали его выступлениям, на то, что он всегда был человеком ранимым и тонко чувствующим, сам он признавался, что всю свою жизнь он занимался тем, что доставляло ему наслаждение, будто то стихи, проза или песни. И когда заканчивался один процесс, он просто переходил к другому. Таким же Окуджава был в любви, возможно, потому он был дважды женат. Возможно, потому таким плодотворным и мучительным одновременно был для него роман с Натальей Горленко. Тем не менее во время смерти Окуджавы рядом с ним была его вторая жена, Ольга, которая долгое время занималась гастролями и выступлениями мужа.

Смерть Окуджавы наступила в пригороде Парижа Кламаре, в военном госпитале. Причиной смерти Окуджавы стал сердечный приступ. Похороны Окуджавы прошли в Москве, могила Окуджавы находится на Ваганьковском кладбище. Памяти Окуджавы и по сей день посвящаются вечера и концерты, исполняются его песни и издаются книги его стихов и прозы.


Отношения Окуджавы с Натальей Горленко сильно повлияли на его творчество — до встречи с Натальей у него был период «творческого застоя»

Линия жизни

9 мая 1924 г. Дата рождения Булата Шалвовича Окуджавы.
1940 г. Переезд Окуджавы в Тбилиси.
1942 г. Уход Окуджавы на фронт добровольцем.
1945 г. Поступление в Тбилисский государственный университет.
1950 г. Окончание университета, работа в школе.
1954 г. Рождение сына Игоря.
1956 г. Выпуск первого поэтического сборника Окуджавы «Лирика».
1959 г. Возвращение в Москву, начало выступлений в качестве автора песен.
1961 г. Публикация автобиографической повести Окуджавы «Будь здоров, школяр».
1964 г. Развод с первой женой Галиной Смольяниновой.
1965 г. Рождение сына Булата (Антона) от брака с Ольгой Окуджавой.
1962 г. Получение членства Союза писателей СССР, дебют в кино.
1981 г. Знакомство с Натальей Горленко.
23 июня 1995 г. Последний концерт Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
12 июня 1997 г. Дата смерти Окуджавы.

Памятные места

1. Дом Окуджавы на Арбате, где он жил в детстве.
2. Тбилисский государственный университет, где учился Окуджава.
3. Село Шамордино, где Окуджава жил и работал после окончания университета.
4. Здание редакции «Литературная газета», где Окуджава работал заведующим отделом поэзии.
5. Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, где прошел последний концерт Окуджавы.
6. Пригород Парижа Кламар, где скончался Окуджава.
7. Музей Окуджавы в поселке писателей Переделкино.
8. Памятник Булату Окуджаве на углу Арбата и Плотникова переулка.
9. Памятник Булату Окуджаве на улице Академика Бакулева.
10. Ваганьковское кладбище, где похоронен Окуджава.

Эпизоды жизни

Когда началась война, Булату Окуджаве было 17 лет, его не призывали. Тогда он вместе с приятелями стал ходить в военкомат и требовать, чтобы их забрали в армию. Сначала капитан, работающий в военкомате, орал на мальчишек, затем привык к их назойливости и даже поручил разносить повестки, за что ребят нередко били, ведь они приносили горькую весть. Потом Окуджава ушел из школы, но продолжал ходить в военкомат и надоедать капитану. Наконец, тот не выдержал, дал ребятам чистые бланки и сказал: «Вот вам повестки, пишите их себе сами». Мальчишки сели и написали. Так Окуджава ушел на фронт.

Булат Шалвович словно предчувствовал, что его земная жизнь оборвется в Париже. За месяц до смерти Окуджава написал стихи:

Здесь собираются время от времени
Стайки гостей из российского племени,
Передохнуть от родимого бремени
Вдруг залетевшие в этот Париж,
Где не захочешь, да воспаришь.


Окуджаву и Высоцкого связывала долгая дружба, Высоцкий часто говорил об Окуджаве на своих выступлениях и даже называл его своим духовным отцом

Завет

«Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком».

«Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая».


Документальный фильм памяти Окуджавы «Арбатский романс»

Соболезнования

«Может быть, в будущем веке, в новом тысячелетии человеческий род прочтет, наконец, внимательно то, что написал для него Булат Шалвович Окуджава. И станет справедливей, милосерднее и правильней».
Эли Бар-Яхалом, израильский поэт

«Для меня Окуджава самый значительный русский поэт конца ХХ века, во всяком случае, в моем личном, в том числе художественном воспитании. Сочетание простоты и изящества, нежности и мужества, главное же, счастливый дар любви, который позволяет человеку парить над землей, даже если война, ложь и предательство, алчность и подлость готовы поглотить его чуть не ежеминутно».
Олег Погудин, музыкант, исполнитель романсов

«Последний раз он звонил мне по телефону перед отъездом на Запад: «Ну вот, опять не увидимся». Я говорю: «Я тебя по телевизору видела, очень хорошо повидались». Посмеялись. Это был наш последний разговор. 9 мая, как обычно, я набираю номер (каждый год поздравляла его с днем рождения и Днем Победы) - ответил автоответчик. А через месяц его не стало… Похоронен он на Ваганьковскском кладбище. На могиле простой деревянный крест. Ведь он крестился перед самой смертью под именем Иоанн».
Валентина Невинная, поэтесса

«Я почувствовала все, что с ним случилось в Париже, на расстоянии. Не хочу даже вспоминать — и скорую помощь, и все это… А сейчас я ощущаю просто, что он в другом мире, и мы с ним общаемся. Бывает, я ловлю себя на том, что ищу в других мужчинах его черты. И внешние, и что-то неуловимое. Это, наверное, уже заложено во мне…»
Наталья Горленко, певица, подруга Окуджавы

ПОЭТ, БАРД, КОМПОЗИТОР

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.

Энциклопедия “Кругосвет”

“КОНЧИЛАСЬ ЭПОХА”

Вести из госпиталя становились все тревожнее и тревожнее. 10 июня в 11 вечера нам позвонила Оля: "Я в панике. Булату очень плохо. Я не знаю, к кому обращаться. По-русски здесь никто не говорит". Мы сказали, что сейчас свяжемся с дочерью. Моя жена позвонила в комендатуру госпиталя и попросила, чтоб к месье Окуджава пропустили переводчицу. Срочная необходимость. В комендатуре заверили, что никаких препятствий не будет.

Утром следующего дня мне по каким-то своим делам надо было оказаться в этом пригороде, и, опасаясь парижских пробок, я приехал туда очень рано. Приехал и подумал: "Раз у меня есть время, заеду к дочери". Выяснилось, что с вечера она домой не возвращалась. Я отвел детей в школу и пошел в госпиталь - не для того, чтоб нанести визит - в такую рань визиты не приняты, а просто узнать, что происходит. Дверь в палату была открыта. Я увидел, что Оля сидит у постели Булата, а сам Булат... Позвольте мне никому никогда не рассказывать, в каком состоянии я его увидел. В палате еще находилось пять человек в белых халатах. Дочь вышла ко мне и сказала, что у Булата сильное кровотечение, открылась язва, его переводят в реанимацию, а ее просят побыть там, пока он не заснет, ибо ему надо отдохнуть, второй такой ночи он не выдержит.

Потом дочь Алла звонила в реанимацию, и ей отвечали, что разговаривают с ней, потому что она - переводчица месье Окуджава, а вообще на них обрушился шквал звонков - из посольства, торгпредства, министерства, из Москвы, им некогда разговаривать, около месье Окуджава дежурят четыре врача, делаем все возможное.

12 июня к вечеру дочери позвонили из реанимации и попросили сообщить мадам Окуджава скорбную весть...

Врачи научились делать очень многое. Иногда медицина творит чудеса. Но врачи не могут одного: отменить смерть…

А теперь я позволю себе добавить несколько горьких слов.

Песни Окуджавы были знаменем шестидесятников. Истинные шестидесятники - это опальные литераторы и художники, кинематографисты и ученые, это ближайшее окружение академика Сахарова, правозащитники и диссиденты. Они подвергались репрессиям, их вынуждали к эмиграции или загоняли в угол, они никогда к власти не рвались. Их ряды редели, однако если раньше можно было провести границу по принципу: кто продается, а кто - нет, то сейчас эта граница размыта. Многие талантливые люди, ошалев от так называемых рыночных отношений, ударились в чернуху и порнуху, обслуживают власть имущих и нуворишей, изображают из себя пророков, вещают чудовищные глупости, спускают штаны на потеху публике, кривляются по телевизору, и не уставая кричат: "Я гениальный, я знаменитый, меня поют, меня танцуют, я популярен во всех странах, принят в клубы, занесен в справочники..." Но пока был жив Окуджава, при одном только его появлении "гении и знаменитости" начинали заикаться, сбавляя тон, - все-таки и ежу было понятно, кто есть кто.

Странное дело: человек тихонько в своем углу пощипывал струны гитары, сочинял исторический роман - и этого было достаточно, чтоб его коллеги не теряли остатки разума, совести и что там еще? К вопросу о роли личности в Истории и обществе...

Со смертью Окуджавы кончилась эпоха.

Из воспоминаний писателя Анатолия Гладилина

“УМЕРЕТЬ – ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ”

Умереть - тоже надо уметь,

на свидание к небесам

паруса выбирая тугие.

Хорошо, если сам,

хуже, если помогут другие.

Смерть приходит тиха,

бестелесна,

и себе на уме.

Грустных слов чепуха

неуместна,

как холодное платье - к зиме.

И о чем толковать?

Вечный спор

ни Христос не решил, ни Иуда...

Если т а м благодать,

что ж никто до сих пор

не вернулся с известьем оттуда?

Умереть - тоже надо уметь,

как прожить от признанья до сплетни,

и успеть предпоследний мазок положить,

сколотить табурет предпоследний,

чтобы к самому сроку,

как в пол - предпоследнюю чашу,

предпоследние слезы со щек...

А последнее - Богу,

последнее - это не наше,

последнее - это не в счет.

Умереть - тоже надо уметь,

как бы жизнь ни ломала

упрямо и часто...

Отпущенье грехов заиметь -

ах, как этого мало

для вечного счастья!

Сбитый с ног наповал,

отпущением ч т о он добудет?

Если б Бог отпущенье давал...

А дают-то ведь люди!

Что - грехи?

Остаются стихи,

продолжают бесчинства по свету,

не прося снисхожденья...

Да когда бы и вправду грехи,

а грехов-то ведь нету,

есть просто - движенье.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ В КОНФЛИКТЕ 1993 Г.

В 1993 году Окуджава подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

И всю ночь смотрел.

У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?

Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разор жить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…

Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества - да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас - большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы - дикая страна.

Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…

Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки - шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.

Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх