Требования к полигонам тко. Проектирование полигонов ТКО (8)

Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.

До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.

Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.

Расшифровка ТКО и ТБО

Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».

Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.

Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.

Способы утилизации ТКО

Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Захоронение ТКО

На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.

Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.

Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.

К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.

Сжигание ТКО

Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.

Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.

Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.

К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.

Схема пиролиза ТКО

Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.

Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.

Переработка ТКО

К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:

  • чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
  • пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
  • стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
  • макулатура , из которой делают бумагу;
  • дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
  • бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
  • нефтепродукты : асфальт или битум.

Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.

Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах

Варианты экономии на мусоре

Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.

Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.

Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:

  • Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
  • Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
  • При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.

Во всех подмосковных дворах установят два типа мусорных контейнеров: серые – для органических отходов, синие – для сухих. Фото пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области

В Московской области вводится новый экологический стандарт и создается технологичная система утилизации отходов: в регионе будут построены 12 комплексов по переработке отходов (КПО), 4 предприятия термического обезвреживания, закрыты все устаревшие полигоны, а уже с будущего года - внедрен раздельный сбор мусора. В платежке появится плата за вывоз коммунальных отходов, при этом сумма коммуналки вырастет не более чем на 2%.

Сейчас Московская область ежегодно образует 4 млн т мусора, еще 7 млн т регион принимает из соседней Москвы, 95% отходов до сих пор отправлялось в захоронения. Строительство КПО позволит сократить эту цифру как минимум вдвое. А после ввода в эксплуатацию четырех заводов по термической обработке мусора в захоронения пойдет лишь 20% – предприятия мощностью по 700 тыс. т отходов каждое будут введены в эксплуатацию к началу 2022 года. Появление новой инфраструктуры по переработке мусора позволит полностью отказаться от старых полигонов: из 39 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) 24 уже закрыты, остальных не будет к 2021 году или ранее, сообщил губернатор Андрей Воробьёв в августе этого года.

Свалки не могут закрываться одномоментно, потому что необходимо выстроить эффективную систему сбора, транспортировки, сортировки, переработки и утилизации отходов, на это нужно время, отметил он: «Мусор будет сортироваться, отбираться и перерабатываться. Часть – это четыре полезные фракции: бумага, металл, стекло и пластик. Еще 30% – органика, ее направят на специальные, прилегающие к КПО полигоны, чтобы там превратить в перегной, так называемый серый компост». «Подмосковье станет первым в России регионом с новым экологическим стандартом и действующей технологической системой утилизации отходов», – подчеркнул губернатор.

Первые два КПО, расположенные в Зарайске и Серебряных Прудах, уже начали работу, еще один до конца года появится в Рошале. Общественников и управдомов начали знакомить с их работой: первая группа в конце октября посетила комплекс «Экоград» в Зарайском городском округе – современное, полностью автоматизированное высокотехнологичное предприятие по сортировке и компостированию твердых коммунальных отходов (ТКО). Первая сортировочная линия КПО производительностью 50 тыс. т в год работает в полную силу с сентября, уже прошли общественные обсуждения по увеличению мощности до 350 тыс. т в год.

Сейчас многие уверены, что после сортировки мусора дома и во дворах отходы все равно попадают на одну свалку. Это не так: отходы должны разделяться как раз потому, что в дальнейшем они перерабатываются в зависимости от их видов. «Новые комплексы по переработке ТКО позволяют нам решать главную задачу – сокращать объемы захоронения ТКО фактически в два раза, так как все твердые коммунальные отходы будут поступать на заводы по переработке отходов. Половина из них будет полностью перерабатываться, в том числе 20% отходов – полезные фракции (металл, стекло, пластик, бумага) получат «вторую жизнь» и отправятся на производство новых товаров из вторсырья. 30% – органические или пищевые отходы, они подвергнутся компостированию. А вот вторая половина ТКО, так называемые не перерабатываемые «хвосты», после обезвреживания подвергнутся бережному захоронению. С 2021 года они будут направляться на заводы переработки ТКО, применяющие технологию термической обработки. Все это позволит в ближайшие годы полностью закрыть устаревшие полигоны», – заявил министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин.

С декабря в Подмосковье начнут централизованно устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов. В каждом дворе и частном домовладении разместят разноцветные контейнеры: серые с изображением банана – для органических отходов и синие с изображением бутылки – для сухих отходов. И с января 2019 года все управляющие организации многоквартирных домов и собственники частных домовладений должны будут заключить договоры с одной из компаний – региональным оператором: в единых платежных документах в разделе «Коммунальные услуги» появится отдельная строка «Вывоз коммунальных отходов».

Предельные единые тарифы на услуги операторов уже утверждены, размер платы зависит от того, на каком кластере производятся отходы. Всего в Московской области выделены семь кластеров – по количеству региональных операторов, прошедших конкурсный отбор. В среднем платежка вырастет не более чем на 2%.

Расчет стоимости услуг регионального оператора за вывоз коммунальных отходов складывается из нескольких величин. Прежде всего из базовой единицы измерения, которая зависит от категории отходообразователей – это могут быть как собственники многоквартирного жилого фонда или индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, социальные учреждения и т.д. Данная величина измеряется либо в квадратных метрах жилья, либо в сотрудниках и рабочих местах. А кроме того, в формулу расчета входит норматив накопления в кубических метрах, который устанавливается на год распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.

«К примеру, собственник, проживающий в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. м в многоквартирном жилом доме, расположенном в Воскресенске (тариф 787 руб./куб. м), будет платить на 101,52 руб. больше, рост платы составит всего 1,16%. Кстати, узнать, к какому кластеру принадлежит район, жители могут на сайтах Министерства ЖКХ Московской области или своих администраций», – сообщил Евгений Хромушин.

За смешение отходов при вывозе компании будут штрафоваться, но никаких санкций за несоблюдение раздельного сбора для граждан вводить не планируется – власти рассчитывают на сознательность жителей. «Осознанный переход собственников на раздельный сбор отходов будет сопровождаться яркой информационной кампанией по региональному и муниципальному телевидению в прессе и социальных сетях, так как он невозможен без понимания человеком конкретных преимуществ нового подхода, без знания каждым того, какова дальнейшая судьба мусора после того, как его увезли на сортировку, вплоть до захоронения на полигоне и рекультивации», – подчеркнул министр ЖКХ Подмосковья.

С. А. Путивский , директор ООО «ТехПолимер»;
Б. В. Трушин , к. г.-м. н., директор ЗАО «Спецгеоэкология»;
А. Н. Давидяк , к. т. н., директор ООО «Гидропроект»


Читателям небезынтересно будет узнать, что авторы данной статьи – руководители тех организаций, которые будут проектировать и в дальнейшем выполнять рекультивацию прогремевшего на всю страну полигона «Кучино». Статью можно считать некой визитной карточкой их будущей деятельности или даже протоколом о намерениях.

Проблема рекультивации полигонов ТКО приобретает огромное значение: переполнены и закрываются полигоны, на которых захоранивались отходы в течение десятков лет. В подавляющем большинстве случаев объекты размещения отходов образовывались стихийно в отработанных карьерах, различных выемках и котлованах – без учета природоохранных требований. В частности, не учитывались геологическое строение, гидрогеологические и ландшафтно-геохимические условия, сложившаяся социально-экономическая обстановка и культурно-исторический облик региона. Защитные инженерные мероприятия как до начала, так и в процессе эксплуатации большинства полигонов не проводились.

Наиболее крупные объекты размещения (захоронения) отходов образовались вблизи современных мегаполисов. На момент их создания основными природоохранными требованиями были отсутствие крупных водотоков на площадке и достаточная удаленность от жилой застройки. В качестве противофильтрационного экрана выступали глинистые грунты в основании полигона. В течение длительного срока эксплуатации они теряли свои изолирующие свойства под воздействием фильтрата, что привело к проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды. Все это способствует интенсивному негативному воздействию полигонов ТКО на окружающую среду, и в результате практически на каждом объекте накоплен значительный экологический ущерб.

С течением времени крупные мегаполисы (прежде всего Москва и города Московской области) развивались и стремительно росли вширь, особенно в период бума жилищного строительства конца 1990-х гг. Расширение границ жилой застройки привело к резкому повышению количества населения, проживающего на данной территории и, соответственно, к увеличению количества образующихся отходов. В итоге в России сложилась система накопленных взаимосвязанных проблем:

  • полигоны расположены в опасной близости от мест проживания и жизнедеятельности человека и оказывают значительное негативное влияние на его здоровье и окружающую среду в связи с увеличением площадей, ростом объемов ТКО, в ряде случаев превышающих проектные;
  • нерационально используются земельные ресурсы вблизи крупных городов, в большинстве случаев с нарушением границ выделенных территорий;
  • отсутствуют нормативные документы, регламентирующие технологию рекультивации и строительства новых объектов размещения отходов (специализированная литература датирована концом 1980-х гг.);
  • отсутствие нормативных документов не позволяет проводить полноценный контроль деятельности проектных, строительных, а самое главное, эксплуатирующих данные объекты организаций;
  • усиливается острая нехватка современных комплексов по размещению и переработке отходов с обеспечением транспортной и административной инфраструктуры.
Комплексная рекультивация объектов размещения отходов является решением указанных проблем, а также позволяет создать площадку для возведения современных мусороперерабатывающих производств. Под рекультивацией, на наш взгляд, следует понимать комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению деградированных земель.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы.Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» предусматривает несколько направлений рекультивации земель в зависимости от видов их последующего использования в народном хозяйстве. При рекультивации полигонов ТБО следует выбирать рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое направление рекультивации.

Биологическая рекультивация посредством уполаживания откосов свалочного тела с посевом трав в отношении полигонов не является самостоятельным видом рекультивации и не может рассматриваться в отрыве от технического этапа с применением специальных защитных систем и мероприятий, которые и позволяют минимизировать негативное влияние полигона на окружающую среду, почву и грунтовые воды. В особой степени это касается полигонов, которые эксплуатируются с 1960-х гг. и имеют в составе свалочного тела отходы не только IV и V классов опасности. Таким образом, на первый план выходит задача технической нейтрализации опасных химических и биохимических процессов, которые проходят в свалочном теле полигона (образование фильтрата и биогаза).

Главной задачей по нейтрализации этих процессов является предотвращение образования фильтрата, источником которого является увлажнение отходов через поступление атмосферных осадков или грунтовых вод в тело полигона. Для минимизации поступления новых объемов воды в толщу отходов необходимо устройство искусственных многофункциональных противофильтрационных экранов как на поверхности полигонов, так и по их периметру.

С целью защиты от атмосферных осадков выполняется внешняя гидроизоляция тела полигона – создается герметичный экран над отходами. Для грунтовых вод устраивается противофильтрационная шпунтовая стенка с заглублением в водоупор. Состав геосинтетических гидроизоляционных покрытий и технология устройства «Геошпунта» всегда индивидуальны в зависимости от задач, которые необходимо решить на конкретном объекте. В экране могут устраиваться дополнительные дренажные или защитно-армирующие прослойки, система может быть двух- или трехслойной, а «Геошпунт» из ПВХ-профиля может обладать различными характеристиками. Главной задачей остается прекращение доступа влаги к свалочному телу и тем самым остановка процесса образования нового фильтрата. При этом в процессе технической рекультивации после выполаживания откосов по периметру свалочного тела обычно закладывается дренажная система для сбора и отвода остаточного фильтрата из тела полигона.

После формирования герметичного экрана и дренажной системы сбора остаточного фильтрата по поверхности противофильтрационного экрана устраиваются необходимые грунтовые слои, включая плодородный слой почвы. Для очистки фильтрата предусматриваются локальные очистные сооружения, часто в мобильном исполнении, а также обустраивается дренажная система для сбора и отвода биогаза на установку по его сжиганию (с получением энергии либо без).

Важной частью рекультивации следует считать устройство откосов в соответствии с нормативными уклонами и выделенными границами участка. Фактическая крутизна на закрытых полигонах достигает 40-45 º и более, что в ряде случаев приводит к обвалам, оползням и т. п. В частности на полигоне «Саларьево» в 2006 г. после продолжительных дождей произошло сползание отходов объемом около 700 тыс. т.

Выполаживание откосов с организацией берм требует срезки и перемещения значительных объемов отходов, что сопровождается существенным воздействием на окружающую среду. Другим направлением организации устойчивого тела полигона является укрепление откосов геосинтетическими материалами, решетками и террасированием с устройством подпорных стен и шпунтовых сооружений по периметру полигона ТКО.

Накоплен большой опыт по решению проблем технической рекультивации, ведутся работы в составе экспертного совета по рекультивации одного из самых резонансных полигонов Российской Федерации – полигона «Кучино» в городском округе Балашиха – с использованием современных технологий и научных знаний.

Применение современных систем геосинтетических материалов позволяет законсервировать объект захоронения отходов и минимизировать (практически свести к нулю) влияние полигона на окружающую природную среду.

Кроме того, важным моментом является изменение эстетического восприятия рекультированного объекта. После проведения комплекса мероприятий технического и биологического этапов рекультивации, стабилизации тела полигона можно уже говорить и об использовании рекультивированной территории по таким направлениям, как рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое.

Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1555/пр

Свод правил СП-320.1325800.2017

"ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ"

Polygons for solid communal waste. Projecting, operation and reclamation

Введен впервые

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , а также в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" , Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" .

Работа выполнена акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" - АО "ЦНС" (руководитель работы - А.И. Михайлов; ответственный исполнитель - А.В. Бормашов). Исполнители - Г.Л. Цеханский-Сергеев, В.Г. Быков, С.А. Деревянко, Т.В. Луговой, А.Г. Лебедев, М.В. Андросова, А.А. Талызин, Е.И. Кемяшова.

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, эксплуатацию и рекультивацию полигонов для твердых коммунальных отходов (ТКО).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2011 Производственные здания" (с изменением N 1)

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 инертные материалы: Материалы, состоящие из химически неактивных веществ - нерудные ископаемые (песок, щебень и т.д.), искусственные нерудные материалы (керамзит и др.).

3.3 климатогеографические особенности: Климатогеографические (климатообразующие) и геофизические факторы внешней среды: световой режим, давление и циркуляция атмосферы (ветровой режим), температурный режим, влажность (осадки), атмосферные явления (магнитные и электрические аномалии).

3.4 консервация: Временное прекращение деятельности полигона.

3.5 ложе полигона: Нижняя часть полигона, контактирующая с почвой, состоящая из основания и стенок.

3.6 мощность полигона: Количество захораниваемых отходов.

3.7 полигоны твердых коммунальных отходов: Специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения и обезвреживания отходов.

3.8 прекращение деятельности полигона ТКО: Прекращение размещения и обезвреживания отходов.

3.9 рабочая карта: Участок полигона, на котором осуществляется захоронение отходов.

3.10 рекреационная зона: Специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

3.12 статическая устойчивость отходов: Уплотнение отходов, их дальнейшее перегнивание и минерализация.

4 Общие положения

4.1 При проектировании зданий и помещений хозяйственно-бытовых объектов на территории полигонов ТКО следует:

Принимать конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, жесткость и пространственную неизменяемость здания в целом, а также его отдельных элементов на всех стадиях возведения (монтажа) и эксплуатации;

Соблюдать при выборе конструкций, строительных изделий и материалов для зданий, размещенных на одной площадке, рекомендации по объектной унификации.

Расчет и проектирование строительных конструкций зданий полигонов ТКО должны проводиться в соответствии с требованиями СП 20.13330, СП 22.13330.

4.2 Общая площадь зданий и сооружений, расположенных на территории полигонов ТКО, определяется в соответствии с СП 56.13330.

4.3 Полигоны ТКО являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения и обезвреживания отходов. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов и их рекультивации.

4.4 На полигонах ТКО запрещается захоронение отходов 1-2-го классов опасности, радиоактивных и биологических отходов.

4.5 На полигонах ТКО разрешается сортировка отходов с целью извлечения отдельных фракций для последующей утилизации.

4.6 На полигонах ТКО разрешается сбор биогаза, содержащего в своем составе метан, с последующим его использованием в качестве источника тепловой, электрической энергии.

5 Требования к размещению полигонов твердых коммунальных отходов

5.1 При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.

5.2 Полигоны ТКО размещаются за пределами городов и других населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 42.13330 и СанПиН 2.1.4.1110. Минимальное расстояние от полигона до селитебной зоны - 500 м.

Размер санитарно-защитной зоны полигона ТКО определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

5.3 Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывают из условия срока его эксплуатации не более 25 лет.

5.4 Устройство полигонов ТКО на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов.

5.5 Площадка, предназначенная под размещение полигонов ТКО, должна отвечать следующим требованиям:

Иметь грунтовые условия, характеризующиеся однородностью геологического строения в пределах всей площадки;

Иметь гидрогеологические условия, характеризующиеся залеганием водоносных слоев на глубине не менее 5 м;

Отметка основания ложа полигона должна находиться на 2 м выше расчетного горизонта грунтовых вод.

5.6 Участок для размещения полигона ТКО должен быть незатопляемым или неподтапливаемым.

5.7 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов.

5.8 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к муниципальным образованиям и рекреационным зонам.

5.9 Не допускается использовать под полигоны ТКО заболоченные земельные участки и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.

5.10 Допускается размещение участка под полигоны ТКО на территории оврагов, начиная с их верховьев, при обеспечении требования по организации сбора и удаления поверхностного стока путем устройства перехватывающих каналов для отвода вод в открытые водные объекты.

6 Требования к устройству полигонов твердых коммунальных отходов

6.1 Полигоны ТКО подразделяют по мощности и способу захоронения отходов:

по годовой мощности (количество принимаемых отходов в год):

До 120 000 м 3 в год;

Более 120 000 м 3 в год;

по способу захоронения:

Картный (захоронение отходов на рабочие карты);

Траншейный (захоронение отходов в траншеи).

6.2 Проектируемую мощность полигона следует рассчитывать с учетом объема принимаемых ТКО, срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТКО.

6.3 Территорию полигона ТКО разделяют на зоны: производственную и вспомогательную (хозяйственную).

Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе:

Участок хранения;

Участок сортировки, измельчения, брикетирования и т.д.;

Участок компостирования;

Участок захоронения;

Участок термического уничтожения.

6.4 Участок захоронения разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3-5 лет.

6.5 Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов электроснабжения и других сооружений. Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона.

Вспомогательную (хозяйственную) зону следует проектировать на участке полигона ТКО, граничащем с подъездной дорогой.

6.6 Основание и стенки ложа полигона ТКО должны состоять из гидроизолирующего материала (глинистые, грунтобитумно-бетонные, асфальтобетонные, асфальтополимербетонные, полимерные, геосинтетические, тканевые и другие материалы), обеспечивающего коэффициент фильтрации (проницаемость) не более 0, 10-0, 11 м/с, стойкость к механическим повреждениям - не менее 1, 8 кН.

6.7 Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью.

6.8 Захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

6.9 Территория полигона должна быть огорожена.

6.10 По периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями.

Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

6.11 Очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования ТКО с целью обеспечения пожаробезопасности.

6.12 Вспомогательная зона предназначена для размещения производственно-бытовых зданий для персонала, машин и механизмов.

6.13 Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна быть обеспечена освещением по постоянной схеме, суточные карты освещаются по временной схеме.

6.14 На выезде из полигона ТКО предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Размеры бетонной ванны должны быть такими, чтобы обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.

6.15 Сооружения для чистки, мойки и обеззараживания специального транспорта и контейнеров должны быть расположены в вспомогательной зоне перед въездом в производственную зону полигона ТКО на расстоянии не менее 50 м от хозяйственно-бытовых объектов (административно-бытовых зданий).

7 Требования к эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов

7.1 При картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5°С ежесуточно, при температуре 5°С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО.

Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.

7.2 Для полигонов, принимающих менее 120 000 м 3 ТКО в год, может использоваться траншейная схема складирования отходов. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению преобладающих ветров, что препятствует разносу ТКО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для послойной изоляции отходов и засыпки траншей после заполнения.

7.3 Основание (днище) траншеи должно отвечать требованиям гидроизоляции, указанным в 6.6. Гидрогеологические условия размещения траншей должны соответствовать требованиям 5.5.

7.4 Размеры траншеи (длина, ширина, глубина) устанавливаются с учетом времени заполнения:

В течение одного-двух месяцев - при температуре выше 0°С;

На весь период промерзания грунтов - при температуре ниже 0°С.

7.5 Для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

7.6 Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

7.7 Регулярно подлежат очистке от мусора перехватывающие обводные каналы, отводящие фильтрационные стоки.

7.8 На территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.

8 Требования пожарной безопасности

8.1 Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре следует осуществлять в соответствии с СП 3.13130.

8.2 Мероприятия по пожарной безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.1.004 и СП 3.13130.

8.3 Используемые инертные материалы для послойного чередования отходов (см. 6.8) должны быть негорючими.

8.4 При температуре воздуха выше 30°С участки хранения и захоронения отходов необходимо поливать водой.

Для полива можно использовать очищенные фильтрационные воды и воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях (см. 6.11).

9 Требования к рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов

9.1 После отсыпки полигона ТКО на предусмотренную высоту проводят его закрытие и рекультивацию.

9.2 Последний слой отходов после закрытия полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта. Толщина наружного изолирующего слоя должна быть не менее 0, 6 м.

9.3 Для защиты закрытого полигона ТКО от выветривания или смыва окончательного наружного слоя грунта с откосов полигона, его необходимо озеленять путем создания террас и посадки на них деревьев и кустарников, непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

9.4 Использование территории рекультивированного полигона ТКО под капитальное строительство не допускается.

Библиография

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх