Назвать мальчика по святцам. Как выбрать имя ребенку, или имя собственное

На сегодняшний день все больше родителей стали обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя для своего малыша. Люди верят, что святой, в честь которого назван ребенок, станет ангелом-хранителем, и будет оберегать его в течение всей жизни.

Считается, что каждое имя несет в себе определенную энергетику также оно способно накладывать отпечаток на формирующуюся личность. Порой имя рассматривается как знак, хранящий в себе некую силу, энергию и таинство.
Так, православные Святки по - прежнему остаются неисчерпаемым источником вдохновения при выборе красивого имени для ребенка. Ведь это достаточно просто для выбора имени по святцам необходимо из множества вариантов выбрать то имя, которое соответствует дате рождения ребенка.

Православная книга «Святцы» представляет собой полный перечень имен святых, чтимых Православной Церковью. «Месяцелов» - второе название этой книги. Люди с давних времен верили в то, что если их ребенок получит имя святого, почитаемого в день его рождения или крещения, то у него будет долгая и счастливая жизнь. Содержится более 1500 разных имен. Как правило, большинство из них - это мужские имена.

Как выбрать имя по святцам

Если родители решили дать имя новорожденному согласно церковному календарю, то необходимо знать следующее:

  • правильнее выбирать имя ребенка того святого, чтимого в день его рождения. В случае если в этот день родился мальчик или девочка, а в календаре нет для него имен соответствующего пола, то современная церковь разрешает посмотреть на несколько дней вперед;
  • при крещении имя дается один раз в жизни, и его больше нельзя менять. Исключением является смена веры и монашество;
  • родители дают ребенку двойное имя: одно – церковное, а другое – мирское. В данном случае при крещении батюшка предлагает выбрать родителям православное имя;
  • святой, в честь которого назван ребенок, почитается несколько раз за год, то тогда днем Ангела будут самые ближайшие именины после дня его рождения.

Кто такие святые мученики

Обычно под святым понимается личность, особенно чтимую в различных религиях за посредничество между Богом и людьми, стойкое исповедание веры, богоугодность, праведность, благочестие. А понятие «мученик» прежде всего связано с гонением на христиан, которое систематически происходило со времени правления императора Нерона и до начала 4 века. Преследование и притеснение христиан, происходившее постоянно, не только их не останавливало, но и давало убеждение в правильности своего пути к Истине. Но, однако, многие, не вытерпев жестокие пытки и издевательства, возвращались в язычество и отрекались от Бога. А те христиане, которые не отреклись от Христа, были канонизированы в последствие церковью.

Примеры святых великомучеников

Так, к примеру, Татьяна – святая мученица, родившая в Риме в семье известного сановника, который тайно исповедовал христианскую веру. Она отказалась принести жертву языческому идолу, в связи с чем, была подвергнута жесточайшим пыткам и мучениям. Однако, мучения, которым подвергалась святая мученица, не причинили ей вреда, либо следы за ночь исчезали бесследно. Сами истязатели страдали от ударов, которые наносились невидимой рукой. Тогда мучители испугались и приказали 25 января казнить Татьяну.


Также Татьяну принято считать покровительницей студентов. 25 января 1755 года Императрица Елизавета подписала указ об открытии Московского Университета. С того времени Татьянин день стал праздником для всех студентов.

Вот другая дата, 19 декабря – день смерти святого Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей, к которому обычно обращаются моряки, когда им угрожает кораблекрушение или потопление. Иногда дни празднования святых могут не совпадать с их датой смерти.

12 сентября – День празднования святого Александра Невского, это день перенесения его мощей в Санкт-Петербург. Так другой датой празднования дня святого Александра считается 6 декабря (это день его погребения в городе Владимир). Также отмечают ни один день и память преподобного Сергия: 18 июля – день обретения мощей; 8 октября - день его кончины.

Православный календарь имен (на примере 5 месяцев):

Январь:

Аглая, Тимофей, Григорий, Илья, Игнат, Иван, Даниил, Ульяна, Анастасия, Геннадий, Нифонт, Николай, Евгений, Клавдия, Константин, Федор, Ефим, Стефан, Агафья, Игнат, Марк, Макар, Анисья, Василий, Мелания, Эмилия, Серафим, Гордей, Артем, Афанасий, Апполинария, Емельян, Василиса, Юлиан, Петр, Филипп, Павел, Михаил, Евпраксия, Савва, Татьяна, Яков, Елизар, Иосиф, Адам, Вениамин, Нина, Гавриил, Прохор, Максим, Кирилл, Антон, Афанасий.

Февраль:

Федор, Макар, Савва, Арсений, Ефим, Римма, Инна, Лаврентий, Евгений, Агния, Максим, Валериан, Тимофей, Макар, Петр, Гавриил, Георгий, Иван, Геннадий, Климент, Ксения, Тимофей, Герасим, Александр, Филлипп, Виталий, Феликс, Моисей, Роман, Ефрем, Яков, Игнат, Герасим, Виктор, Никита, Петр, Ипполит, Максим, Мария, Марфа, Давид, Ефросиния, Лука, Анна, Юрий, Дорофея, Захар, Валентина, Светлана, Семен, Алексей, Антон, Зоя.

Март:

Павел, Кирилл, Трофим, Ефросиния, Макар, Терентий, Юлиан, Георгий, Леонид, Ника, Анастасия, Марк, Федор, Константин, Кира, Маргарита, Марина, Александр, Василий, Тарас, Филипп, Регина, Лев, Федор, Даниил, Илья, Марианна, Нифонт, Геннадий, Евгений, Ефрем, Кристина, Ростислав.

Апрель:

Дарья, Сергей, Александра, Василий, Гавриил, Яков, Никита, Ирина, Федосья, Агафья, Акулина, Георгий, Даниил, Родион, Александр, Максим, Терентий, Федор, Виктор, Никита, Лидия, Клавдия, Светлана, Федосья, Иннокентий, Кирилл, Иван, Марк, Ева, Вениамин, Иннокентий, Мария, Кирилл, Федор, Яков, Константин, Вадим, Андрей, Аристарх, Василиса, Виктор, Леонид, Галина, Ирина, Трофим.

Таисия, Глафира, Семен, Максим, Муза, Дмитрий, Леонтий, Федор, Герман, Денис, Макар, Фаина, Клавдия, Богдан, Андрей, Денис, Юлия, Пимен, Ирина, Валентин, Елизавета, Глафира, Марк, Савва, Алексей, Артем, Александр, Кимент, Анатолий, Георгий, Таисия, Яков, Виталий, Семен, Глеб, Зоя, Роман, Всеволод.

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) - это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святыхмужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершитьтаинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбираетблизкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой небыл преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины - самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

Вопрос о том, как назвать ребенка когда-то решала почти каждая супружеская пара. Кто-то думает об этом сейчас. И далеко не всегда решение дается просто. Свидетельством тому многочисленные вопросы, приходящие на сайт.

Как выбрать имя будущему ребенку?

Решать этот вопрос приходилось и нашей семье, причем не единожды. Из опыта и наблюдений родились эти размышления.

Если раньше довольно часто имя избиралось открытием святцев, то сейчас многие имена устарели, а церковные традиции утеряны. И на практике, чаще всего имя ребенка выбирается родителями по принципу «нравится – не нравится». И только если вкусы не совпали в ход идут различные аргументы, от церковного календаря до имен родственников и оккультных измышлений по поводу тайны имени.

Конечно, настаивать на строгом соблюдении традиции выбора имен по святцам сейчас не приходится даже в воцерковленных семьях. Хотя в ряде случаев такая близость дней рождения и тезоименитства образует приятную праздничную череду. Да и имена вполне по вкусу родителям.

Стоит оговориться, что по древней традиции Русской Православной Церкви при совершении Таинства Крещения ребенку дадут только имя, которое уже имеется в церковном календаре. И если то имя, что дали родители в святцах отсутствует, придется давать ребенку другое. Чаще всего по созвучию, иногда по сходству значения имен.

Некоторые люди стремятся дать ребенку другое имя в крещении, даже если у него уже есть вполне нормальное имя, с которым его можно крестить. Это суеверие и магизм, недопустимый в отношении православного Таинства. И нормальный священник всегда постарается объяснить это молодым родителям или их суеверным родственникам. Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причем, никто из родственников этого не знал. И только то, что еще была жива старшая сестра бабушки, еще более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребенком окажется старшая сестра?

Есть семьи, которые имеют набор любимых имен. Ими называются, например, все мужчины рода. И в этом нет ничего плохого, если имена православные. Мнение же о том, что вместе с именем ребенку передается судьба умершего родственника – чистейшее суеверие. Каждый из нас – неповторимая индивидуальность и жизненный путь у каждого свой.

Но чаще всего ребенку избирается имя наиболее чтимого в семье святого. Этот принцип, дающий семье свободу выбора, увы, нередко используется, для того чтобы дать ребенку просто любое имя. А в идеале, это имя должно быть именно именем святого. Радостно, когда родители знают житие небесного покровителя ребенка и действительно желают, чтобы их чадо имело перед собой образец жизни и служения Богу в лице угодника Божия. При этом ребенок, названный в честь мученика, вовсе не обязательно также будет мучаться. Это тоже суеверие. Хорошо, если подвиг небесного покровителя станет примером для семейного воспитания любви к Господу и желания Ему служить.

Но пока встречаются такие семьи нечасто.

Обычно, наоборот, имя выбрано, а о том, кто станет небесным покровителем ребенка, родители узнают непосредственно перед крещением. Или вовсе забывают осведомиться об этом. И уже повзрослевшие дети задают себе и родственникам этот вопрос, только приходя к вере. Если так случилось, то небесного покровителя можно определить по церковному календарю. Это тот из соименных святых, память которого Церковь празднует первым после дня рождения. Но нет ничего плохого и в том, чтобы считать своим небесным покровителем и наиболее почитаемого из соименных святых.

Скорее всего, и читатели этой статьи назовут или назвали своего ребенка тем именем, которое им понравилось. Смысл написанного выше я вижу в том, чтобы в православной семье, выстраивая рейтинг возможных имен, не забывали, что это имя будущего небесного покровителя. Ведь если и есть для православного человека какая-то тайна или смысл в имени, то они именно здесь.

И просто житейское наблюдение. Выбирая имя, задумайтесь о его звучании в сочетании с отчеством и фамилией. О ласкательных, сокращенных и, возможно, обидных формах имени. Часто родители об этом забывают. А новому человеку предстоит идти с именем и в жизнь и в вечность. Счастливого вам выбора! И пусть выбранное вами имя станет для ребенка самым родным и красивым!

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (), называя каждое светило его именем (), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным () и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (); Навал – безумец () и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды , иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог . Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами .

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия , Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам , то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр. ); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат. )

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат. )

Агапий любовь (греч. )

Агафангел добрый вестник (греч. )

Агафон добрый (греч. )

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат. )

Адам человек (евр ); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат. )

Алфей перемена (евр. )

Амвросий бессмертный, божественный (лат. )

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч. )

Андроник победитель мужей (греч. )

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч. )

Арсений мужественный, мужчина (греч. )

Валериан из города Валерии (лат. )

Варлаам сын Божий (халд. )

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр. )

Виссарион лесной (греч. )

Вонифатий благотворец (лат. )

Гавриил крепость Божия (евр. )

Галактион молочный (греч. )

Герман воин (древневерхненем. )

Григорий бодрствующий (греч. )

Гурий львенок (евр. )

Давид возлюбленный (евр. )

Дамиан покоритель, укротитель (греч. )

Даниил Бог – мой судья (евр. )

Дидим близнец (греч. )

Диодор Божий дар (греч. )

Дионисий божественный из Нисы (греч .)

Евлогий благословение (греч. )

Евсевий благочестивый (греч. )

Едесий радость (сирийск. )

Елисей его спасение – Бог (евр. )

Ераст любящий (греч. )

Ефрем плодовитый (евр. )

Зосима жизненный (греч. )

Иаков заклинатель (евр. )

Ианнуарий привратник (лат. )

Игнатий огненный, раскаленный (лат. )

Иероним священноименный (греч. )

Иларион тихий, радостный (греч. )

Илия крепость Господня (евр. )

Ириней мирный (греч. )

Иустин сын Иуста (лат. )

Кассиан порожний, пустой (лат. )

Киприан с острова Кипр (греч. )

Кирилл солнце (перс. )

Климент милостивый (лат. )

Корнилий сильный (лат. )

Лаврентий лавровый (лат. )

Лазарь Бог-помощник (евр. )

Лев лев (греч. )

Ливерий свободный (лат. )

Лонгин долгий (лат. )

Лука родом из Лукании (греч .)

Макарий блаженный (греч. )

Мануил определение Божие (евр. )

Марк сухой, увядающий (лат. )

Меркурий торговец (лат. )

Мефодий упорядоченный (греч. )

Назарий посвященный Богу (евр. )

Нестор возвратившийся домой (греч. )

Никандр муж победы (греч. )

Никита победитель (греч. )

Никон побеждающий (греч. )

Нифонт трезвый (греч. )

Паисий детский (греч. )

Палладий из Паллады (греч. )

Панкратий вседержавный, всесильный (греч. )

Пантелеимон всемилостивый (греч. )

Парфений девственник (греч. )

Пимен пастырь (греч. )

Платон широкий (греч. )

Поликарп многоплодный (греч. )

Порфирий багряный (греч. )

Прокл далекий (лат. )

Родион геройский, розовый (греч. )

Рустик деревенский (лат .)

Савватий субботний (евр. )

Севастиан досточтимый (греч. )

Серафим пламенный (евр. )

Сила молчание, покой (евр. , лат. )

Силуан лесной (лат. )

Сильвестр лесной (лат. )

Симеон услышание (евр. )

Симон услышание (евр. )

Софроний здравомыслящий (греч. )

Стефан венец (греч. )

Терентий полирующий, растирающий (греч. )

Тимофей почитающий Бога (греч. )

Тихон счастье (греч. )

Трофим питомец (греч. )

Фаддей хвала (евр. )

Феодор Божий дар (греч. )

Феодосий Богом данный (греч. )

Феоктист Богом созданный (греч. )

Феофан Богоявление (греч. )

Феофил друг Божий (греч. )

Феофилакт богохранимый (греч. )

Ферапонт слуга (греч. )

Филадельф братолюбец (греч. )

Филарет любитель добродетели (греч. )

Филипп любящий коней (греч. )

Флорентий цветущий (лат. )

Фома близнец (евр. )

Харитон благодатный (греч. )

Христофор Христоносец (греч. )

Имена женские

Агапия добрая (греч. )

Агнесса Агния непорочная (греч. )

Ада благородная (древневерхненем .)

Акилина орлиная (греч. ); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого , а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат. )

Ангелина вестница (греч. )

Аполлинария Аполлонова (греч. )

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч. )

Афанасия бессмертная (греч. )

Варвара иноземка (греч. )

Василисса царственная (греч. )

Вероника образ верности (греч., лат. )

Гликерия сладкая (греч. )

Диодора Божий дар (греч. )

Ева жизнь (евр. )

Евдокия благоволение (греч. )

Евсевия благочестивая (греч. )

Евфросиния радость (греч. )

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа )

Зинаида божественная (греч. )

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр. ); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч. )

Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат. ). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат. )

Кирия Господня (греч. )

Клеопатра славная по отцу (греч. )

Констанция постоянная (греч. )

Лия утомленная (евр. )

Лукия светлая (лат. )

Мариам их восстание, звезда моря (евр. )

Мелания черная (греч. )

Павла маленькая (лат. )

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат .)

Параскева пятница, приготовление (греч. )

Пелагия морская (греч. )

Руфина рыжеватая (греч. )

София премудрость (греч. )

Сусанна белая лилия (евр. )

Феодора Божий дар (греч. )

Феодосия Богом данная (греч. )

Феофания Богоявление (греч. )

Харита любезная (греч. )

Харитина благодатная (греч. )

Христина Христова (греч. )

Юния молодая, юная (лат. )

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж. ) – Октябрина (жен. ); Май (муж. ) – Майя (жен. ) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх